Нино Рота

Nino Rota

Дата рождения
03.12.1911
Дата смерти
10.04.1979
Профессия
Страна
Италия
Автор
Нино Рота / Nino Rota

Нино Рота: он писал ещё и оперы

Пятница 10 апреля объявлена в Италии днем траура. Нация скорбела и хоронила жертвы разрушительного землетрясения. Но и без стихийного бедствия этот день в истории страны не беспечален – ровно тридцать лет назад ушел из жизни композитор Нино Рота. Еще при жизни он приобрел мировую популярность своей музыкой к фильмам Феллини, Висконти, Дзеффирелли, Копполы, Бондарчука («Ватерлоо»). Без сомнения, он стал бы знаменитым, если бы написал музыку только к одному из десятков фильмов – «Крестному отцу». Лишь немногие за пределами Италии знают, что Нино Рота - автор десяти опер, трех балетов, симфоний и камерных произведений. Еще меньше людей знакомы с этой стороной его творчества, которую сам он считал более важной, чем музыка в кино

Нино Рота родился в 1911 году в Милане в семье с глубокими музыкальными традициями. Один из его дедов, Джованни Ринальди, был пианистом и композитором. В возрасте 12 лет Нино написал ораторию для солистов, оркестра и хора «Детство Святого Иоанна Крестителя». Оратория была исполнена в Милане. В том же 1923 году Нино поступил в Миланскую консерваторию, где учился у прославленных педагогов того времени Казеллы и Пиццетти. Он написал свою первую оперу «Principe Porcaro» («Король-свинопас») по сказке Андерсена в возрасте 15 лет. Она никогда не была оркестрована и дошла до наших дней в нотах для фортепиано и голоса.

Настоящий дебют Роты как оперного композитора состоялся 16 годами позже – оперой «Ariodante» в трех актах, которую сам автор охарактеризовал как «погружение в мелодраму 19 столетия». Премьера планировалась в Бергамо (Teatro delle Novit), но из-за войны (шел 1942 год) была перенесена в Парму, - эту «обитель мелодрам», по выражению историка литературы и музыки Феделе Д’Амико. Зрители с восторгом встретили оперу, где дебютировали и композитор, и исполнитель одной из главных партий – некий Марио дель Монако. Каждый раз по окончании спектакля их атаковала толпа желающих получить автографы.

Успех «Ariodante» у взыскательной публики Пармы вдохновил композитора на создание уже в следующем, 1942 году оперы «Torquemada» в 4 действиях. Однако обстоятельства военного времени помешали премьере. Она состоялась спустя тридцать четыре года, но не принесла больших лавров уже именитому и популярному композитору. В последний год войны Нино Рота работал еще над одним большим оперным произведением, которое опять же был вынужден положить в ящик стола и надолго о нем забыть. Об этом произведении ниже. Таким образом, второй по счету исполненной оперой стала одноактная комедия «I dui timidi» («Двое застенчивых»), задуманная для радио и впервые прозвучавшая по радио. Отмеченная специальной премией Premia Italia – 1950, она позднее шла на сцене Scala Theatre di Londra под управлением Джона Притчарда.

Настоящий успех пришел к композитору в 1955 году с оперой «Il capello di paglia di Firenze» по знаменитому сюжету «Соломенной шляпки» Е. Лабише. Она была написана в конце войны и пролежала долгие годы в столе. Опера ознаменовала пик популярности композитора как создателя оперной классики. Сам Рота едва ли бы вспомнил об этом произведении, если бы не его друг маэстро Куччия, которому автор проиграл оперу на фортепьяно сразу же после завершения работы в 1945 году, и который вспомнил о ней через 10 лет, заняв пост руководителя театра Massimo di Palermo. Куччия заставил автора оперы найти партитуру, стряхнуть пыль и подготовить для сцены. Сам Рота признавался, что не ожидал триумфа, с каким опера прошла по сценам ряда ведущих театров Италии. Да и сегодня «Il capello» остается, пожалуй, его самой известной оперой.

В конце пятидесятых Рота написал еще две оперы для радио. Об одной из них – одноактной «La notte di un nevrastenico» («Ночь одного неврастеника») - Рота говорил в интервью журналисту: «Я назвал оперу драмой-буффо. В общем, это традиционная мелодрама. Работая над произведением, я исходил из того, что в музыкальной мелодраме музыка должна преобладать над словом. Дело не в эстетическом принципе. Просто я хотел, чтобы исполнители чувствовали себя на сцене комфортно, могли без затруднений проявить свои лучшие певческие возможности». Другая опера для радиопостановки – одноактная сказка «Lo scoiattolo in gamba» по либретто Эдуардо де Филиппо, прошла незамеченной и в театрах не ставилась. Зато большой успех сопутствовал «Aladino e la lampada magica» по известной сказке из «Тысячи и одной ночи». Над ней Рота работал в середине 60-х годов с расчетом на сценическое воплощение. Премьера состоялась в 1968 году в San Carlo di Napoli, а спустя несколько лет ее поставил в Римской опере Ренато Кастеллани с декорациями Ренато Гуттузо.

Свои последние две оперы, «La visita meravigliosa» («Удивительный визит») и «Napoli Milionaria», Нино Рота создал уже в преклонном возрасте. Последнее произведение, написанное по пьесе Э. де Филиппо, вызвало противоречивые отклики. Некоторые критики отзывались саркастически: «веристская драма с сентиментальной музыкой», «сомнительная партитура», но большинство склонялось к мнению авторитетного критика, писателя, поэта и переводчика Джорджо Виголо: «это триумф, которого на протяжении многих лет ждал наш оперный театр от современного композитора».

Надо отметить, что оперное творчество итальянского композитора и по сей день представляет собой объект дискуссий и споров. Не подвергая сомнению выдающийся вклад Нино в музыку кино, многие рассматривают его оперное наследие как «менее существенное», упрекают в «недостаточной глубине», в «отсутствии духа времени», в «подражательстве» и даже в «плагиате» отдельных музыкальных фрагментов. Тщательное изучение оперных партитур специалистами показывает, что Нино Рота действительно испытывал серьезное влияние стиля, формы, музыкальной фразировки великих предшественников, в первую очередь, Россини, Доницетти, Пуччини, Оффенбаха, а также своего современника и, по разным свидетельствам, друга Игоря Стравинского. Но это нисколько не мешает рассматривать его оперное творчество как вполне оригинальное, занимающее свое собственное место в мировом музыкальном наследии.

Совсем нелепо, на мой взгляд, звучат упреки в «вульгарности», «опереточной легкости». С тем же успехом можно «критиковать» многие из произведений Россини, скажем, «Итальянку в Алжире»… Рота и не скрывал, что, обожествляя Россини, Пуччини, позднего Верди, Гуно и Р. Штрауса, он любил классические оперетты, американские мюзиклы, наслаждался итальянскими комедиями. Личные привязанности и вкусы, конечно же, отразились и в «серьезных» жанрах его творчества. Нино Рота часто повторял, что для него нет какого-либо ценностного, «иерархического» различия между музыкой для кино и музыкой для оперной сцены, концертных залов: «Я считаю искусственными попытки разделять музыку на «легкую», «полулегкую», «серьезную»… Понятие «легкости» существует только для слушателя музыки, а не для ее творца… Меня как композитора нисколько не унижает работа в кинематографе. Музыка в кино или в других жанрах – для меня все одно творчество».

Его оперы редко, но все же иногда появляются в театрах Италии. Я не смог найти следы их постановок на российской сцене. Но только один факт популярности композитора в нашей стране говорит о многом: в мае 1991 года в Колонном зале Дома Союзов прошел большой концерт, посвященный 80-летию со дня рождения Нино Роты, с участием оркестров Большого театра и Гостелерадио. Читатели среднего и старшего поколений помнят, какой жесточайший экономический и политический кризис тогда переживала страна – до ее развала оставалось полгода. И, тем не менее, государство нашло средства и возможности отметить этот юбилей.

Нельзя сказать, что итальянского композитора в новой России забыли. В 2006 году в московском Театре Луны прошла премьера спектакля "Ноты Нино Роты". В основе сюжета – ностальгические воспоминания пожилого человека. Сцены из прошлой жизни героя чередуются с эпизодами и мотивами, навеянными фильмами Феллини. В одном из театральных обзоров за апрель 2006 года читаем: «Его музыка, отличающаяся редкой мелодичностью, лиризмом, богатством выдумки и тонким проникновением в замысел кинорежиссера, звучит в новом спектакле, основу которого составляют танцы и пантомима». Остается только надеяться, что к столетнему юбилею композитора (2011 г.) наши оперные мэтры вспомнят, что Нино Рота работал не только для кинематографа, и, дай Бог, покажут нам хоть что-то из его оперного наследия.

Для статьи использованы материалы веб-сайтов tesionline.it, abbazialascala.it, federazionecemat.it, teatro.org, listserv.bccls.org и Рунета.

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама