Сальвадор-Даниель (Salvador Daniel, по другим источникам — Daniel Salvador) Франсиско (1831, Бурж. департамент Шер — 24 V 1871, Париж) — французский музыковед-фольклорист, композитор, музыкальный критик, активный деятель Парижской Коммуны.
По национальности испанец. Музыкальное образование получил под руководством отца (музыкант, политический эмигрант, бежавший из Испании и обосновавшийся в Бурже, где давал уроки музыки; написал ряд музыкальных учебных руководств и трудов по теории музыки). В 1843 Сальвадор-Даниель переехал в Париж, учился в Парижской консерватории, в течение нескольких лет работал скрипачом и альтистом в «Театр лирик».
Был дружен с Л. Делибом, а также с композитором сенсимонистом Ф. Давидом, разделял его социальные взгляды и интерес к музыке Востока. В 1853 уехал в Северную Африку и поселился в Алжире; давал уроки музыки, позднее получил место профессора музыки в Алжирской музыкальной школе и дирижёра обществ «Алжирский Орфеон» и «Алжирская гармония». В 1865 Сальвадор-Даниель вернулся в Париж. Здесь он прочитал несколько докладов по истории музыки, дал концерты «античной и восточной музыки», где выступил как дирижёр — исполнитель собственных сочинений; организовал серию «народных концертов». В 1868–69 сблизился с революционными писателями Франции — А. Рошфором, Ж. Валлесом и др. Начал сотрудничать как музыкальный критик в газете «Марсельеза»; среди его статей — «Народные песни», «Свобода театров», «Социальная музыка».
Сальвадор-Даниель принимал участие в вооружённых восстаниях 1870 и 1871; был избран членом центрального комитета Национальной гвардии Парижской Коммуны. Комиссариат просвещения назначил его делегатом по делам консерватории, а затем, после смерти Ф. Обера, — её директором. В мае 1871 участвовал в баррикадных боях на улицах Парижа, был схвачен версальцами и расстрелян.
Сальвадор-Даниель был крупным специалистом по античной и восточной музыке, изучал арабский фольклор. Посетив Тунис, Марокко и др. страны Африки, собрал и записал около 400 народных песен. Многие из них обработал, гармонизовал и опубликовал в сборниках для голоса с фортепиано (в т. ч. «Альбом арабских, мавританских и кабильских песен», 1867) с собственными переводами текстов на французский и испанский языки (2 песни из сборников Сальвадор-Даниеля использовал Н. А. Римский-Корсаков в симфонической сюите «Антар», 4 песни — алжирская, марокканская, триполитано-ливийская и тунисская — вошли в сборник «Песни народов мира», вып. 1, сост. Г. М. Шнеерсон, М., 1955).
Сальвадор-Даниелю принадлежат переводы некоторых древне-арабских музыкальных трактатов и исследования об арабской музыке. Последние получили высокую оценку современников и специалистов. Автор оперы на сюжет из алжирской народной жизни (не поставлена), Арабских танцев для оркестра, а также ряда инструментальных сочинений на арабские темы (в т. ч. Арабских фантазий для фортепиано), пьес для скрипки и фортепиано и др. Им сделаны 3 обработки арабских песен для мужского хора в сопровождении фортепиано, гобоя и бубна и др.
Литературные сочинения: Essai sur l’origine et les transformations de quelques instruments, «Espaсa artistica», Madrid, 1858; La musique arabe, ses rapports avec la musique grecque et le chant gregorien, Alger, 1863, 1879 (с доб. ст. Notice sur la musique kabyle); Fantaisie sur une flute double, instrument arabe, «Revue Africaine», 1866, No 59, p. 382–92, No 60, p. 424–40; Le personnage regnant, P., 1867; La complainte de l’ogre, P., 1867.
Литература: Франческо Сальвадор-Даниэль, музыкальный комиссар Парижской Коммуны, «СМ», 1933, No 2 (пер. с англ.); Данилин Ю., Театральная жизнь в эпоху Парижской Коммуны, М., 1936, с. 262–76, под назв. Парижская Коммуна и французский театр. (перераб. и расширенное изд.), М., 1963, с. 287–97; Weckerlin J. В., F. Salvador-Daniel, «Le Menestrel», 1871, No 38.
A. Я. Ортенберг
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
