Саммартини (Sammartini) Джованни Баттиста (вероятно, 1700, Милан — 15 I 1775, там же) — итальянский композитор.
Сын французского гобоиста А. Сен-Мартена. Сведения о ранних годах жизни Саммартини отсутствуют. Впервые его имя упоминается в 1724 в связи с сочинением им арии для оратории «Клевета» («La calunnia delusa», коллективное произведение). В 1726 Саммартини уже известный музыкант, церковный капельмейстер. В 1760–70 состоял капельмейстером семи церквей Милана. С 1767 работал также в герцогской капелле (с 1768 её директор).
В 40-х гг. его сочинения стали исполняться в Голландии, Франции и других европейских странах. Саммартини общался со многими прославленными композиторами, у него занимались К. В. Глюк (1736–1741?), И. К. Бах, Саммартини сотрудничал с Н. Йоммелли (вместе создали кантату), встречался с Л. Боккерини, В. А. Моцартом. Дирижировал исполнением собственных произведений во многих светских и духовных обществах Милана.
Основная область творчества Саммартини — инструментальная музыка. Написал 78 симфоний, 15 concerti grossi, 20 струнных квартетов, 6 струнных квинтетов, 187 трио-сонат, сонаты для скрипки, виолончели и флейты, 15 сонат и др. сочинений для чембало, а также 7 опер, 3 мессы и др. (последнее упоминание о композициях Саммартини относится к 1743).
Вошёл в историю музыки как создатель «предклассической симфонии» — концертного произведения, близкого итальянской оперной увертюре, но исполнявшегося как самостоятельный 3-частный цикл. В сочинениях Саммартини уже наметились характерные функции частей симфонического цикла, но ещё не сложился контраст главной и побочной партий сонатного allegro, не применялась тематическая разработка.
Литература: Сhurgin В. D., The symphonies of G. B. Sammartini, v. 1–2, Harvard, 1963.
Т. Н. Соловьёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
