испан. zarabanda
Старинный танец, известный с 16 в. Этимология названия не установлена; вероятно, С. происходит от.одного из видов андалусского танца урожая. Лит. форма традиц. танц.-песенных текстов, известных под назв. С, близка заджал - строфич. форме с рефреном (Refrainform) арабско-романского происхождения, распространённой в Андалусии с 11 в. Ранние испан. документы свидетельствуют также о связи С. с лат.-амер. (в частности, мексиканским) танц. фольклором.
Ранние формы С., очевидно, различались по образному строю, характеру; так, напр., в классич. испан. лит-ре (М. де Сервантес, Лопе де Вега, Ф. Ортиц, Э. Наварро) она определяется как резвый, озорной, темпераментный танец, исполнявшийся под удары барабана и кастаньет, а в "Ramo de la Inquisition" содержится указание, что С., созданная П. де Фреджо в 1569, пелась во время погребальной церемонии (за это её автор был привлечён инквизицией к ответственности); в 1583 пение С. в Испании было запрещено.
В источниках С. нередко фигурирует наряду с чаконой и сегидильей. Первый печатный образец С. содержится в "Nuova inventione d'intavolatura" Дж. Монтесардо (Флоренция, 1606). В 1612 М. Преториус опубл. большое число С. в сб. инстр. пьес "Терпсихора".
Сарабанда из сборника "Терпсихора".
В 1618 в Испании С. стала, несмотря на запрет, придв. танцем и приобрела торжеств., величеств. характер; позднее её танцевали при дворах др. европ. королей (с 1625 - во Франции). Изменение её характера особенно заметно на примере франц. С. (зaravanda francesa, в отличие от зaravanda espaсola), к-рая первоначально была подвижным танцем, а в дальнейшем (с сер. 17 в.) танцевалась подобно придворному менуэту.
Постепенное распространение С. как инстр. пьесы (клавирной, ансамблевой), а также как номера в опере и балете способствовало кристаллизации её жанровых признаков, однако быстрый и медленный виды танца сосуществовали долгое время (напр., в творчестве А. Вивальди). В Англии С. появилась в начале 17 в., причём здесь бытовал преимущественно быстрый тип танца; в нем. источниках того же периода содержатся обе её разновидности, однако распространение подвижной С. относится к более раннему времени.
С сер. 17 в. С. становится постоянной частью инстр. танц. сюиты, в к-рой она занимает место перед заключит, жигой. Важнейшие признаки жанра - медленный темп, характер шествия, трёхдольный метр (3/4 или 3/2) и акцент на второй доле такта. Наивысшими достижениями в этом жанре являются С. из инстр. сюит Г. Ф. Генделя и И. С. Баха:
И. С. Бах. Французская сюита E-dur. Сарабанда.
В 20 в. образцы С. встречаются в инстр. произв. ряда композиторов, в творчестве к-рых заметны неоклассич. тенденции (сюита "Pour le piano", 1901, "Образы", 1905, Дебюсси; балет "Агон" Стравинского, 1957).
И. Ф. Стравинский. "Агон", Saraband-step.
Т. Л. Ляхова