Георг Себастьян

Дата рождения
17.08.1903
Дата смерти
12.04.1989
Профессия
Страна
Венгрия
Георг Себастьян

Себастьян (настоящая фамилия — Шeбештьен, Sebestyén), Георг (Дьёрдь) (Georges Sébastian; 17 VIII 1903, Будапешт — 12 IV 1989) — венгерский дирижёр.

Учился в Высшей школе музыки им. Ф. Листа в Будапеште по классу композиции у Л. Вейнера, З. Кодая и А. Шиклоша (окончил в 1921); дирижированием занимался под руководством Б. Вальтера в Мюнхене (1922–23), был также его ассистентом в Государственном оперном театре. Работал ассистентом дирижёра в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1923), дирижёром оперных театров в Гамбурге (1924–25), Лейпциге (1925–26), Берлине (1926–31).

В 1931–37 дирижировал симфоническим оркестром Всесоюзного радио в Москве, где осуществил на высоком художественном уровне концертные постановки ряда опер В. А. Моцарта и «Фиделио» Л. Бетховена, выступал в симфонических концертах (был первым исполнителем 1-й симфонии Т. Н. Хренникова и 1-й сюиты «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева). В 1938–45 работал в США, руководил филармоническим оркестром в Скрантоне (Пенсильвания). С 1946 живёт в Париже, выступает как симфонический и оперный дирижёр (в «Гранд-Опера» и «Опера комик»), осуществил ряд постановок русских опер, в т. ч. «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы». Много гастролирует, в т. ч. в Москве и других городах СССР (в 1961).

Себастьян обладает тонким вкусом, чувством стиля, умением исполнять классическую музыку строго, но без академической сухости; в молодости был склонен к значительным контрастам в исполнении; зрелое творчество отличается большей сдержанностью.

Литература: Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969, с. 239–40.

П. Ф. Вейс
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Многие любители музыки старших поколений хорошо помнят Георга Себастьяна по его выступлениям в СССР в тридцатых годах. В течение шести лет (1931—1937) он работал в нашей стране, дирижировал оркестром Всесоюзного радио, давал множество концертов, ставил оперы в концертном исполнении. Москвичам запомнились под его управлением «Фиделио», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта», «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», на артистическом счету дирижера — исполнение многих произведений советской музыки, в том числе премьеры Первой симфонии молодого Т. Хренникова и Первой сюиты «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева.

В ту пору Себастьян покорял увлеченностью, передававшейся музыкантам, пылким динамизмом, наэлектризованностью своих интерпретаций, вдохновенным порывом. Это были годы, когда артистический почерк музыканта только формировался, хотя позади у него были уже немалый период самостоятельной работы.

Себастьян родился в Будапеште и здесь же окончил в 1921 году Музыкальную академию как композитор и пианист; его наставниками были Б. Барток, 3. Кодаи, Л. Вейнер. Однако композиция не стала призванием музыканта, его увлекло дирижирование; он отправился в Мюнхен, где брал уроки у Бруно Вальтера, которого сам называет своим «великим учителем», и стал его ассистентом в оперном театре. Затем Себастьян побывал в Нью-Йорке, работал в «Метрополитен-опера» ассистентом дирижера, а вернувшись в Европу, встал за пульт оперного театра — сначала в Гамбурге (1924—1925), потом в Лейпциге (1925—1927) и, наконец, в Берлине (1927—1931). Затем дирижер отправился в Советскую Россию, где проработал шесть лет...

К концу тридцатых годов многочисленные гастроли уже принесли Себастьяну известность. В дальнейшем артист длительный период времени работает в США, причем в 1940—1945 годах возглавляет Пенсильванский симфонический оркестр. В 1946 году он вернулся в Европу и поселился в Париже, став одним из ведущих дирижеров театров «Гранд-Опера» и «Опера комик». Себастьян по-прежнему много гастролирует, выступая почти во всех музыкальных центрах континента.

В послевоенные годы за ним укрепилась слава блестящего интерпретатора творчества романтиков, а также французской оперной и симфонической музыки. Значительное место в его деятельности занимает исполнение произведений русской музыки, как симфонической, так и оперной. В Париже под его управлением ставились «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и другие русские оперы. Вместе с тем репертуарный диапазон дирижера очень широк и охватывает огромное число крупных симфонических произведений, главным образом композиторов XIX века.

В начале шестидесятых годов гастрольные пути вновь привели Себастьяна в СССР. Дирижер с большим успехом выступал в Москве и других городах. В работе с оркестром ему помогало знание русского языка. «Мы узнали былого Себастьяна, — писал критик,— талантливого, влюбленного в музыку, пылкого, темпераментного, моментами до полного самозабвения, и наряду с этим (отчасти же именно по этой причине) — неуравновешенного и нервного». Рецензенты отмечали, что искусство Себастьяна, не утеряв своей свежести, стало с годами глубже и совершеннее, и это позволило ему завоевать в нашей стране новых почитателей.

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама