Музыка Шри-Ланки
Музыкальная культура Шри-Ланки имеет древние традиции. Подъём национальной культуры наблюдался в 15 в., когда на территории острова образовалось 3 крупных государства: сингальские — Котте (на западе и юго-западе), Канди (в центр. областях), тамильское — Джафна (на севере). К этому времени начали складываться важнейшие национальные музыкальные жанры, стили, формы. Наиболее характерные особенности Ш.-Л. м. проявляются в иск-ве сингалов, составляющих осн. население страны. В течение неск. веков их музыка находилась под влиянием юж.-инд. муз. культуры. У сингалов инстр. музыка доминирует над вокальной. В их муз. инструментарии гл. роль принадлежит ударным и духовым. Семейство барабанов бера насчитывает 5 разновидностей (различаются формой, размерами), к-рые часто объединяются в ансамбли. Менее распространён барабан удекки. Популярны также пантеру (кольцо с укреплёнными на нём медными колокольчиками) и медные тарелочки талампот. Из духовых известны местная разновидность гобоя — хоранеуа, морские раковины разл. формы и размеров — хагедия. Раковины используются как сигнальные инструменты, иногда в инстр. ансамблях (напр., с бера), в нек-рых ритуалах. В культовом музицировании широко применяется ансамбль нагасиннам (неск. хоранеуа с барабанами).
Ведущее положение в муз. иск-ве сингалов занимает танец, к-рый является неотъемлемой частью нац. празднеств, религ. церемониалов, храмовых процессий, а также театр. представлений. В центр. областях страны популярны т. н. кандийские танцы, из к-рых наиболее известны удекки, пантеру (назв. их происходит от инструментов, под аккомпанемент к-рых они исполняются). В удекки танцующие достигают необыкновенной синхронности движений. В южных и западных районах Шри-Ланки преобладают танцы, связанные с повседневной жизнью, — рухуну, многие из них изображают повадки животных, птиц, напр. танцы слонихи, павлина и др. Рухуну зачастую сопровождаются пением. Мелодика этих напевов богато орнаментирована, сольное пение чередуется с унисонным хором. На Юге известны также символич. танц. сцены, основанные гл. обр. на сюжетах из мифологии, напр. «Нага и Гурула» (Нага — кобра, олицетворяющая зло, Гурула — орёл, символизирующий добро).
Для песен сингалов типичны короткие мелодич. фразы, нисходящее движение мелодии. Лады песен (4-, 5-, 6-тоновые) родственны нек-рым юж.-индийским. Манера пения характеризуется интенсивной вок. «вибрацией» и глиссандированием. Сольное пение обычно сопровождается игрой на ударных инструментах, реже хором (преим. женским; хор. партия то накладывается на партию солиста, то звучит попеременно с ней), иногда аккомпанемент вообще отсутствует. Среди песен — традиц. церемониальная «Сабде пуджа», трудовые «Шив-пада», популярные танц. песни, напр. «Гахака ваннама» (сопровождает танец, подражающий движениям слонихи, символизирующей у сингалов жен. грацию) и др.
Существ. пласт муз. культуры Шри-Ланки составляет религ. музыка. При определяющем значении буддизма немалую роль в формировании традиц. культуры сыграли древние религ. верования (тотемистические, анимистические и др.), под влиянием к-рых у нек-рых групп населения сложились обряды, связанные с верой в демонов, злых и добрых духов. Особая роль в этих обрядах отводится танцам, посв. определ. демонам и называемым европейцами «дьявольскими». Они исполняются под аккомпанемент ударных, среди к-рых ведущим является двусторонний барабан. Ныне «дьявольские» танцы входят в традиц. театр. представления, популярные среди населения Шри-Ланки. В традиц. т-ре существ. роль принадлежит музыке: действие перемежается пением и танцами.
Проникновение на Цейлон португальцев (16 в.), голландцев (17 в.), а затем англ. колонизация вызвали значит. ослабление местных культурных традиций. С приходом европейцев получили распространение новые песенные жанры, такие инструменты, как гитара, позднее — скрипка, фп. Возникли новые формы муз. жизни (напр., камерные концерты), гл. обр. у некоренного населения страны. Особое значение приобрела христ. церк. музыка, с к-рой была связана новая для муз. культуры страны манера хор. пения.
Завоевание независимости (1948; в 1972 провозглашена Республика Шри-Ланка) дало мощный импульс развитию социальной и культурной жизни. Деятельность муз. уч. заведений и художеств. коллективов координируется Мин-вом культуры. Совет по вопросам культуры и Департамент по делам культуры в качестве основной выдвинули задачу сохранения и изучения нац. иск-ва. Этими же проблемами занимается Ин-т сингальской культуры, при к-ром функционирует оркестр «Сангита паришадайя» (рук. П. В. Нандасари). Особенно интенсивна муз. жизнь Коломбо, где выступают разл. муз. коллективы, в т. ч. ансамбли, исполняющие традиц. музыку, — «Синхала сангита сангамайя» (рук. У. Б. Макуллолува), «Сайва Мангайяр Калагам» (рук. П. С. Мани Айенгар), ансамбли смешанного типа — «Сангита манджария» (рук. П. Кемадаса), «Пансилу Сандхвани» (рук. Л. Эдирисингхе); симф. оркестр Шри-Ланки (рук. Э. де Фонсека), в репертуаре к-рого преобладают произв. зап.-европ. классиков.
Среди композиторов Шри-Ланки — П. Кемадаса (автор «Сингальской новогодней» и «Морской» симфоний; в 1975 посетил СССР), П. Дунстан де Силва, В. Д. Амарадева (авторы музыки известного балета «Вишвави-мукти»), а также Джаяратна, С. Шанти. Мн. из них, основываясь в своём творчестве на нац. материале, используют зап.-европ. технику композиции. Появились свои исполнит. кадры: междунар. признание завоевала пианистка М. Пирис, популярны в стране исполнители сингальских традиц. песен — Судерис, Джайятура, Гуния, Поденерис, а также барабанщик Пула. Большое внимание уделяется муз. образованию. В 1953 в Коломбо осн. Гос. колледж изящных иск-в, где преподаются муз. предметы и танец. Позднее открылся Правительств. муз. колледж, из студентов к-рого создан Сингальский оркестр ориентальной музыки (рук. Б. С. Виджератна). При ун-те Шри-Ланки существует школа танца. Пропаганду нац. иск-ва ведут танц. ансамбли. С 1973 выступают Нац. ансамбль танца (рук. П. Бхарата; в 1974 гастролировал в СССР), с сер. 70-х гг. — танц. ансамбль, в составе к-рого представители потомственных семей танцоров (рук. У. Б. Макуллолува; гастролировал в СССР в 1976).
Важная роль в распространении муз. культуры принадлежит Радиовещат. корпорации. При ней функционируют 2 оркестра — сингальской музыки и тамильской музыки.
Влияние совр. коммерч. иск-ва привело к появлению в Шри-Ланке эстр. музыки, что зачастую сопровождается превращением в шлягеры мн. традиц. песен (обработки для голоса в сопровождении электрогитар, ударных и т. п.). В 60-70-х гг. расширились культурные связи Шри-Ланки с др. странами, в т. ч. с СССР.
Литература: Sene D. S., Folk songs of Ceylon, «Journal of the International folk music council», 1954, v. 6; Some aspects of traditional Sinhalese culture. A symposium. Conference on traditional cultures, Peradeniya, 1956; Geiger W., Culture of Ceylon in medieval times, Wiesbaden, 1960; Kenneman H., Traditional dance of Ceylon, «Arts of Asia», 1973, v. 3, No 3; Seneviratna A., Musical rituals of Dalada Maligawa, «Sangeet Natak», 1975, v. 36, No2; его же, Paсcaturya nada and the Hewisi Puja, «Ethnomusicology», 1979, v. 23, No 1.
Дж. К. Михайлов, E. В. Васильченко
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Шри-Ланкийский классический танец →