Советские примадонны: Людмила Ерофеева

Людмила Ерофеева

Belcanto.ru продолжает цикл «Советские примадонны», и сегодня наш небольшой рассказ посвящён Людмиле Васильевне Ерофеевой, молдавской советской певице, лирико-колоратурному сопрано, стоявшей у истоков профессионального музыкального театра в Молдавии.

Ерофеева принадлежит к числу тех певиц, которые в советские годы, обладая высоким классом мастерства, тем не менее, не сделали головокружительной карьеры, оставались сравнительно малоизвестными даже в СССР, не говоря уж о Западе, несмотря на звания и регалии. Творческая жизнь артистки Ерофеевой была полностью отдана служению одному театру – Кишинёвской Опере, что было, в общем-то, обычным делом в ту эпоху и воспринимается с удивлением сегодня. Кроме того, в карьере Ерофеевой, равно как и её многолетней партнёрши по сцене Тамары Алёшиной-Александровой присутствовала и «политическая» составляющая: обе они были русскими по происхождению, а

искусство маленькой национальной республики в СССР и за рубежом могла представлять только молдавская певица

— и такая певица у Молдавии была. Яркая сценическая судьба и активная общественная деятельность Марии Биешу совершенно заслоняла творчество её партнёрш по сцене, хотя прямой конкуренции, в силу совершенно разных голосовых амплуа, ни с Ерофеевой, ни с Алёшиной не наблюдалось. Но сожалеть об этом сегодня уже большого смысла нет: такое было время, такая политическая ситуация, таков общественный заказ. Сегодня, увы, с нами уже нет всех трёх примадонн Молдавской Оперы, носивших высокое звание народных артисток СССР, и мы отдаём дань памяти третьей, последней из них.

К сожалению информация о певице весьма скудна.

Но то, что нам удалось раздобыть мы с удовольствием предлагаем вниманию наших читателей.

Людмила Ерофеева родилась 13 сентября 1937 года в тогдашнем Калинине, в древней Твери. Окончила Калининскую детскую музыкальную школу им. Мусоргского (1951) и Калининское музыкально-педагогическое училище (1955). В 1960 году окончила Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных в Москве по классу Н. А. Вербовой, в том же году стала солисткой Молдавского театра оперы и балета в Кишинёве. Гастролировала в Великобритании, Египте, Болгарии и других странах, пела во многих театрах СССР, неоднократно выступала в родном Калинине. Среди основных партий Ерофеевой — Марфа в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Розина в «Севильском цирюльнике» Россини, Виолетта, Дездемона и Леонора в операх Верди «Травиата», «Отелло» и «Трубадур», Маргарита в «Фаусте» Гуно. В 1976 году Людмила Ерофеева была удостоена высокого звания народной артистки СССР. Умерла 11 марта 2003 года в столице уже независимой Молдавии Кишинёве в возрасте 65 лет.

Молдавский музыковед Елена Абрамович в статье «Поет Людмила Ерофеева» в газете «Советская Молдавия» за 1972 год изобразила довольно ёмкий творческий портрет певицы.

«Вокально-сценические образы, созданные Людмилой Ерофеевой, ярко индивидуальны и не схожи между собой, но всех их объединяет глубокая человечность и правдивость.

Среди множества сыгранных ролей самыми значительными, самыми близкими сердцу Людмилы Ерофеевой стали Виолетта, Марфа и Розина… Розина-Ерофеева была обворожительна и скромна. Она сразу же покорила зрителей своим лукавством, обаянием и женственностью. Голос лился свободно и широко, и певица продемонстрировала отличную кантилену и сочное яркое звучание верхних нот. Виртуозным колоратурам Ерофеева придала выражение лукавства, жизнелюбия и веселья...

Виолетта-Ерофеева – любящая страдающая женщина, гибнущая в результате столкновения с моралью буржуазного общества. Актриса раскрывает целую гамму переживаний Виолетты – от мучительной тревоги к протесту и через душевное смятение к мужественной решимости. В сцене последней встречи с Альфредом Людмила Ерофеева достигает глубоко драматизма. Виолетта смертельно больна. Актриса не подчеркивает внешних признаков болезни, а показывает внутренний мир своей героини надломленный тягостными переживаниями, убитой горем. В музыкальную канву арий певица вкрапливает полуразговорные интонации, очень тихие и нежные, несколько замедленные. Певица сумела создать полный жизненной правды образ героини, прекрасной в своем чувстве, вечном, как сама жизнь.

Марфа у Ерофеевой — подлинно русский характер,

трагедия которого порождена рабским положением женщин в эпоху Ивана Грозного. Марфа-Ерофеева словно ожившая из старинной русской песни девушка, статная красавица, кроткая и нежная, излучающая обаяние юности. Безоблачен внутренний мир Марфы: она самозабвенно любит своего жениха, мечтает о счастье, вспоминает о беззаботном детстве и не подозревает о роковых событиях, которые разворачиваются вокруг нее».

В своей книге «Л. Ерофеева» 1989 года музыковед Зиновий Столяр рассказывает.

Людмила Ерофеева

«Ерофеевой повезло. Одной из первых на афише Молдавского театра появилась опера «Риголетто» Д. Верди. Спектакль был поставлен в 1957 году… В трактовке Ерофеевой переживания Джильды предстали не кукольными страстями, а подлинной жизненной трагедией. А самой первой самостоятельной работой певицы стала Фраскита в «Кармен» Бизе. И уже в этой партии чувствовалось, что в театр пришла певица с ярко выраженной индивидуальностью…

Первой опереттой на молдавской сцене стал «Цыганский барон». «Работа над образом беззаботной, избалованной дочки сельского богатея, — рассказывает Людмила Васильевна, — была нелегкой. Музыка Штрауса изобилует виртуозными фиоритурами, высокими нотами, скрытыми динамическими звучаниями оркестра. Большое значение в оперетте приобретает умение владеть техникой разговорного речитатива. Оперетта есть оперетта!»

После веселой и жизнерадостной Арсены

лирико-трагедийный образ Дездемоны в опере «Отелло» Верди стал серьезным испытанием в сценической жизни Ерофеевой.

Новая работа требовала от нее крутого поворота, резкой смены психологии, ощущений и поступков действующего лица, перехода от одного проявления человеческого характера к крайне противоположному… Ее Дездемона – тонкая, нежная, чуть замкнутая – воплощение высокой идеи самопожертвования. Она не щадит жизни, чтобы убедить любимого человека в своей верности. Ерофеева пела очень просто, предельно искренно, без нажима и это более всего убеждало в правде чувств…

Большой творческой удачей стала Маргарита Ерофеевой в «Фаусте» Гуно, в образе которой яркая жизнерадостность органично сочеталась с взволнованными, трагически окрашенными эпизодами последних картин. Ее Маргарита – хрупка, это чистая душа. А грудной, очень теплый голос умел выразить смущение, восторг, удивление и глубину разгоревшегося чувства к Фаусту, ужас прозрения своей вины в смерти брата…

Разнообразие вокальных и актерских красок – характерная черта певицы.

Постепенно, начиная со сцены дуэли и смерти Валентина, Ерофеева переводит действие в трагическую сферу, которая достигает кульминации в сцене безумия Маргариты.

Памятным сюрпризом для кишиневской публики стало появление в репертуаре Молдавской оперы «Искателей жемчуга» Бизе. Постановщиков привлекала зрелищность, экзотическая красочность сюжета, включающего занимательную интригу и возможность работать над малоизвестным широкой публике произведением в расчете на то, что само это должно будет привлечь ее внимание. Чарующе призывно звучало сопрано певицы в партии Лейлы. Блестяще исполняя сложнейшие пассажи, она держалась на сцене свободно и естественно. Буря чувств отражается в ее голосе, мимике лица, жестах рук, то умоляющих, то гордо отталкивающих. В ее склоненной позе видишь и скорбь, и отчаяние, и непреклонную решимость бороться за счастье...

К 30-летию Победы в Великой Отечественной войне Молдавский театр подготовил оперу «А зори здесь тихие» К. Молчанова. И стало ясно, что Людмила не из тех певиц, которые во всем согласны с дирижером.

Ерофеева — думающий художник, она самостоятельно осмысливает образ и оставивает свою точку зрения.

Певица так рассказала о своей работе над образом Сони Гурвич: “Эта роль принесла мне огромное творческое удовлетворение – я ведь впервые встретилась на сцене со своей современницей. Я сама переживала ужасы войны, бомбежки, близость смертельной опасности. Мне были очень близки эти девчонки – Соня и ее подруги, их судьбы и ненависть врагу. И мне казалось, что, играя этот спектакль, я нахожусь в реальной ситуации”.

Последующие годы творческий путь Ерофеевой отмечен работой над двумя операми Пуччини – «Богема» и «Турандот». Партия невольницы Лиу стала заметным явлением на молдавской оперной сцене. Пела Людмила и партию самой Турандот, но в творческой биографии артистки она не ставила заметного следа. А вот Мюзетта в «Богеме» стала ее победой – колоритный и рельефный образ, имеющий большое значение в сложной психологической коллизии сценического действия. Интересно, остро рисует свою Мюзетту Ерофеева.

Прекрасная внешность, свободная пластика, чудесный голос

— все вместе рождает ощущение очарования это своенравной и по сути несчастной девушки.

В 1980-е годы Ерофеева участвовала в постановках опер «Дуэнья» Прокофьева и «Маркитантка» Кортеса. И если в работе над произведением великого советского классика можно было опираться на опыт других театров и накопленные в этом плане традиции, то в сценическим воплощении оперы современного белорусского автора все приходилось делать изначально и самостоятельно.

Не раз обращалась певица и к произведениям русской музыки, исполняя арии из опер Римского-Корсакого «Садко», «Снегурочка, «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» и «Сорочинской ярмарки» Мусоргского.

Богат и разнообразен был ее камерный репертуар,

которым она покорила концертные залы у себя на Родине и за рубежом. Творческие успехи певицы получи различные формы признания: медали, грамоты, лауреатские дипломы, и конечно, самое главное и вполне заслуженное — звание народной артистки СССР!»

Материалы подготовила музыковед Елена Узун

Тип
Раздел
Автор

реклама

вам может быть интересно

Именем романса Классическая музыка

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»


смотрите также

Реклама