Субдоминанта (от лат. sub — под и доминанта; франц. sousdominante, нем. Subdominante, Unterdominante) — название IV ступени гаммы; в учении о гармонии также название аккордов, строящихся на этой ступени, и функции, объединяющей аккорды IV, II, низкой II, VI ступеней.
Субдоминанта обозначается буквой S (этот знак, так же как D и Т, предложен X. Риманом). Значение аккордов С. в тонально- функциональной системе гармонии определяется характером их отношения к аккорду тоники (Т). Осн. тон С. не содержится ни в тонич. трезвучии, ни в обертоновом ряде от тонич. звука лада. Осн. тон T входит в состав аккорда С. и в оберто-новый ряд от IV ступени гаммы. По Риману, движение гармонии (от Т) к трезвучию С. сходно с переменой центра тяготения (поэтому С. тяготеет в T менее остро, чем D), что вызывает необходимость укрепления данной тональности; отсюда понимание С. как «аккорда конфликта» (Риман). Последующее введение аккорда D восстанавливает остроту тяготения к T и тем самым укрепляет тональность. Оборот S — T, не имеющий характера возвращения от производного элемента к порождающему его, не обладает таким сильным ощущением завершённости гармонич. развития, «заключительности», как оборот D — T (см. Плагальная каденция). Понятие С. и соответствующий термин предложены Ж. Ф. Рамо («Новая система теории музыки», 1726, гл. 7), к-рый трактовал S, D и T, как три основания лада (mode): «три фундаментальных звука, к-рые образуют лад», в чём усматривают зачатки функциональной теории гармонич. тональности.
Литература: Rameau J. Ph., Nouveau systeme de musique theorique…, P., 1726. См. также лит. при статьях Гармония, Гармоническая функция, Звуковая система, Мажоро-минор, Тональность.
Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.