Вячеслав Иванович Сук

Дата рождения
16.11.1861
Дата смерти
12.01.1933
Профессия
Страна
Россия, СССР
Вячеслав Иванович Сук

Сук Вячеслав Иванович (16 XI 1861, Кладно, близ Праги — 12 I 1933, Москва) — советский дирижёр. Народный артист Республики (1925).

В 1879 окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки у А. Бенневица; по композиции занимался у Й. Крейчи и З. Фибиха. Работал скрипачом в чешском оркестре Ю. Лаубе, с которым гастролировал в Варшаве и городах Украины. С 1880 жил в России. Был скрипачом-концертмейстером частной оперы И. Я. Сетова в Киеве (1880–82) и скрипачом оркестра Большого театра в Москве (1882–85). В 1885–1904 дирижёр частных оперных трупп ряда городов (Харьков, Вильнюс, Минск, Киев, Одесса, Казань, Саратов). В 1896 дирижировал спектаклями итальянского оперного товарищества в Москве. В 1898 впервые в Харькове поставил оперу «Садко». В 1904–06 работал в частном театре В. И. Кононова (Петербург). В 1906 оперой «Аида» Сук дебютировал в Большом театре (Москва), где работал до конца жизни.

Воспитанный на традициях русской исполнительской школы, Сук уже в своих первых постановках в этом театре («Аида», «Садко», 1906) проявил себя как зрелый художник, требовательный к отделке деталей и одновременно умеющий охватить целое. Волевой темперамент, мастерство и глубокое знание законов музыкальной драматургии делали его выдающимся руководителем оперного коллектива. Последующие работы Сука («Руслан и Людмила», 1907; «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», 1908; «Золотой петушок», 1909) утвердили за ним славу одного из крупнейших русских дирижёров.

На протяжении своей деятельности Сук осуществил на сцене Большого театра постановки многих значительных оперных произведений русских и западно-европейских композиторов. Дирижировал операми: «Каменный гость» Даргомыжского (1906), «Пиковая дама» (1907), «Лоэнгрин» (1908), «Майская ночь» (1909), «Снегурочка» (1911), «Кармен» (1922) и др. Его талант высоко ценили П. И. Чайковский и Н. А. Римский-Корсаков.

После Oктябрьской революции 1917 Сук отдал свои силы строительству советской музыкальной культуры. Наряду с работой в Большом театре Сук в 1924–25 руководил музыкальной частью Оперной студии им. К. С. Станиславского, с 1927 был главным дирижёром Оперного театра им. Станиславского, где в 1928 участвовал в постановке оперы «Майская ночь».

Сук был также выдающимся симфоническим дирижёром. Особенно мастерски он исполнял произведения П. И. Чайковского. В 1886–89 дирижировал концертами РМО в Таганроге, в 1905–14 — летними концертами в Сестрорецке, в 1915–17 — симфоническими концертами в Москве на Сокольническом кругу. В 1919 при участии Сука был организован цикл симфонических выступлений оркестра Большого театра (21 концерт). В 1926–29 дирижёр Московской филармонии. Дирижировал также симфоническими концертами оркестра Московской консерватории (впервые в 1906). В 1924–25 был профессором оркестрового класса Московской консерватории.

Как композитор Сук работал в разных жанрах. Его камерные сочинения выходили отдельными изданиями в Лейпциге, Праге и Москве.

Сочинения:

опера Лесной царь (по поэме «Май» К. Г. Махи, 1900, Оперный т-р Коммерческого клуба, Харьков); для оркестра — поэма Ян Гус, Драматическая увертюра, Славянские танцы, Торжественный марш, серенада (для струн. орк.), серенада (для малого оркестра), чешские песни (для струнного оркестра); камерные ансамбли — 2 квартета, фортепианный квинтет; фортепианные пьесы, романсы и др.

Литература: Ремезов И., В. И. Сук. Материалы к биографии, М.-Л., 1933; его же, В. И. Сук, М.-Л., 1951; Uherеk Z., Kladensky rodak v. Suk, narodni umelec RSFSR, Praga, 1963.

M. P. Леонова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


«Как музыкант, начавший работу еще при П. И. Чайковском и Н. А. Римском-Корсакове и работавший с ними, В. И. много взял от этих мастеров. Он и сам был музыкантом крупнейшего значения. Как дирижер он был мастером с большой эрудицией, которых у нас было немного: в этом отношении его можно сравнить только с Направником. Он отвечал всем требованиям, которые можно предъявить к дирижеру крупного масштаба. В. И. был центром музыкальной жизни Большого театра и крупнейшим авторитетом: его слово для всех было законом — «так сказал Вячеслав Иванович».

М. Ипполитов-Иванов недаром в этих словах сравнивает Сука с Направником. Дело не только в том, что оба они, по национальности чехи, обрели в России новую родину, стали выдающимися деятелями именно русской музыкальной культуры. Сравнение это правомерно еще и потому, что роль Сука в жизни Большого театра аналогична роли Направника в отношении петербургского Мариинского театра. В 1906 году пришел он в Большой театр и работал здесь до самой смерти. Буквально за несколько минут до кончины обсуждал Вячеслав Иванович со своими сотрудниками детали постановки «Сказания о невидимом граде Китеже». Замечательный мастер передавал эстафету неутомимого служения искусству новому поколению советских дирижеров.

Он приехал в Россию как скрипач-солист оркестра под управлением Ф. Лауба из Праги, где окончил в 1879 году консерваторию. С тех пор и начался его труд на русской музыкальной ниве. В его карьере не было ошеломляющих взлетов. Упорно и настойчиво добивался он осуществления поставленных задач, набирался опыта. Сначала молодой артист служил скрипачом в оркестре киевской частной оперы И. Я. Сетова, потом в Большом театре. С середины 80-х годов начинается его дирижерская деятельность в провинциальных городах — Харькове, Таганроге, Вильно, Минске, Одессе, Казани, Саратове; в Москве Сук дирижирует спектаклями итальянского оперного товарищества, в Петербурге руководит частной «Новой оперой». В ту пору ему приходилось зачастую работать с довольно слабыми оркестровыми коллективами, но везде он добивался значительный художественных результатов, смело обновлял репертуар за счет классических произведений русской и западноевропейской музыки. Еще в тот «провинциальный период» с искусством Сука познакомился Чайковский, который писал о нем в 1888 году: «Я положительно изумлялся его капельмейстерскому мастерству».

Наконец, в 1906 году, уже умудренный опытом Сук возглавил Большой театр, достигнув здесь вершин исполнительского творчества. Он начал с «Аиды» и в дальнейшем неоднократно обращался к лучшим зарубежным образцам (например, оперы Вагнера, «Кармен»); его постоянный репертуар составляли около пятидесяти опер. Однако безусловные симпатии дирижера были отданы русской опере, и прежде всего Чайковскому и Римскому-Корсакову. Под его управлением шли здесь «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Снегурочка», «Садко», «Майская ночь», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок» и другие шедевры великих русских композиторов. Многие из них впервые были поставлены на сцене Большого театра Суком.

Он умел заражать своим энтузиазмом весь исполнительский коллектив. Главную свою задачу он видел в точной передаче авторского замысла. Сук неоднократно подчеркивал, что «дирижер должен быть благожелательным истолкователем композитора, а не злостным критиком, который мнит себя знающим больше самого автора». И Сук без устали работал над произведением, тщательно оттачивая каждую фразу, добиваясь предельной выразительности от оркестра, хора, певцов.

«Вячеслав Иванович, — рассказывает арфистка К. А. Эрдели, — всегда долго и упорно прорабатывал каждую деталь нюансировки, но в то же время следил за выявлением характера целого. Сперва кажется, что дирижер долго останавливается на мелочах. Но когда художественное целое подается в готовом виде, становятся ясными и цель и итоги такого метода работы». Вячеслав Иванович Сук был жизнерадостным и дружелюбным человеком, требовательным наставником молодежи. В Большом театре царила атмосфера редкого энтузиазма и любви к музыке».

После Великой Октябрьской революции, продолжая активную деятельность в театре (и не только в Большом, но и в Оперном театре имени К. С. Станиславского), Сук — систематически выступает на концертной эстраде. И здесь репертуар дирижера был очень широк. По единодушному мнению современников, жемчужиной его программ всегда оставались три последние симфонии Чайковского, и прежде всего «Патетическая». И в последнем своем концерте 6 декабря 1932 года он исполнял Четвертую и Шестую симфонии великого русского композитора. Верой и правдой служил Сук русскому музыкальному искусству, а после победы Октября стал одним из ревностных строителей молодой социалистической культуры.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

Фердинанд Лауб Инструменталисты

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама