Вячеслав Иванович Сук

Сук, Вячеслав

Дата рождения
1861
Дата смерти
1933
Профессия
Страна
Россия, СССР
Вячеслав Иванович Сук

Народный артист РСФСР (1925). «Как музыкант, начавший работу еще при П. И. Чайковском и Н. А. Римском-Корсакове и работавший с ними, В. И. много взял от этих мастеров. Он и сам был музыкантом крупнейшего значения. Как дирижер он был мастером с большой эрудицией, которых у нас было немного: в этом отношении его можно сравнить только с Направником. Он отвечал всем требованиям, которые можно предъявить к дирижеру крупного масштаба. В. И. был центром музыкальной жизни Большого театра и крупнейшим авторитетом: его слово для всех было законом — «так сказал Вячеслав Иванович».

М. Ипполитов-Иванов недаром в этих словах сравнивает Сука с Направником. Дело не только в том, что оба они, по национальности чехи, обрели в России новую родину, стали выдающимися деятелями именно русской музыкальной культуры. Сравнение это правомерно еще и потому, что роль Сука в жизни Большого театра аналогична роли Направника в отношении петербургского Мариинского театра. В 1906 году пришел он в Большой театр и работал здесь до самой смерти. Буквально за несколько минут до кончины обсуждал Вячеслав Иванович со своими сотрудниками детали постановки «Сказания о невидимом граде Китеже». Замечательный мастер передавал эстафету неутомимого служения искусству новому поколению советских дирижеров.

Он приехал в Россию как скрипач-солист оркестра под управлением Ф. Лауба из Праги, где окончил в 1879 году консерваторию. С тех пор и начался его труд на русской музыкальной ниве. В его карьере не было ошеломляющих взлетов. Упорно и настойчиво добивался он осуществления поставленных задач, набирался опыта. Сначала молодой артист служил скрипачом в оркестре киевской частной оперы И. Я. Сетова, потом в Большом театре. С середины 80-х годов начинается его дирижерская деятельность в провинциальных городах — Харькове, Таганроге, Вильно, Минске, Одессе, Казани, Саратове; в Москве Сук дирижирует спектаклями итальянского оперного товарищества, в Петербурге руководит частной «Новой оперой». В ту пору ему приходилось зачастую работать с довольно слабыми оркестровыми коллективами, но везде он добивался значительный художественных результатов, смело обновлял репертуар за счет классических произведений русской и западноевропейской музыки. Еще в тот «провинциальный период» с искусством Сука познакомился Чайковский, который писал о нем в 1888 году: «Я положительно изумлялся его капельмейстерскому мастерству».

Наконец, в 1906 году, уже умудренный опытом Сук возглавил Большой театр, достигнув здесь вершин исполнительского творчества. Он начал с «Аиды» и в дальнейшем неоднократно обращался к лучшим зарубежным образцам (например, оперы Вагнера, «Кармен»); его постоянный репертуар составляли около пятидесяти опер. Однако безусловные симпатии дирижера были отданы русской опере, и прежде всего Чайковскому и Римскому-Корсакову. Под его управлением шли здесь «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Снегурочка», «Садко», «Майская ночь», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок» и другие шедевры великих русских композиторов. Многие из них впервые были поставлены на сцене Большого театра Суком.

Он умел заражать своим энтузиазмом весь исполнительский коллектив. Главную свою задачу он видел в точной передаче авторского замысла. Сук неоднократно подчеркивал, что «дирижер должен быть благожелательным истолкователем композитора, а не злостным критиком, который мнит себя знающим больше самого автора». И Сук без устали работал над произведением, тщательно оттачивая каждую фразу, добиваясь предельной выразительности от оркестра, хора, певцов. «Вячеслав Иванович, — рассказывает арфистка К. А. Эрдели, — всегда долго и упорно прорабатывал каждую деталь нюансировки, но в то же время следил за выявлением характера целого. Сперва кажется, что дирижер долго останавливается на мелочах. Но когда художественное целое подается в готовом виде, становятся ясными и цель и итоги такого метода работы». Вячеслав Иванович Сук был жизнерадостным и дружелюбным человеком, требовательным наставником молодежи. В Большом театре царила атмосфера редкого энтузиазма и любви к музыке».

После Великой Октябрьской революции, продолжая активную деятельность в театре (и не только в Большом, но и в Оперном театре имени К. С. Станиславского), Сук - систематически выступает на концертной эстраде. И здесь репертуар дирижера был очень широк. По единодушному мнению современников, жемчужиной его программ всегда оставались три последние симфонии Чайковского, и прежде всего «Патетическая». И в последнем своем концерте 6 декабря 1932 года он исполнял Четвертую и Шестую симфонии великого русского композитора. Верой и правдой служил Сук русскому музыкальному искусству, а после победы Октября стал одним из ревностных строителей молодой социалистической культуры.

Лит.: И. Ремезов. В. И. Сук. М.,1933.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Дино Чиани Пианисты
Нино Рота Композиторы
Йозеф Крипс Дирижёры
Георгий Георгиевич Исаакян Музыкальные и театральные деятели
Эдуардас Бальсис Композиторы
Давид Перес Композиторы
Никколо Паганини Композиторы

Реклама