Георгий Свиридов. Соната для фортепиано

Композитор
Год создания
1944
Жанр
Страна
СССР
Георгий Васильевич Свиридов / Georgy Sviridov

Фортепианное творчество Свиридова

Соната для фортепиано (1944)

В музыке сонаты (посвящена памяти И. И. Соллертинского) отголоски трагических военных лет неразрыв­но слились с собственными душевными переживаниями композитора. Чрезвычайно широк круг настроений этого сочинения: от глубоких раздумий до неодолимой энер­гии действия, от тревожных сомнений до героического протеста, мужественной борьбы, от щемящей боли и скор­би до обретения спокойствия, как бы растворения в обра­зах природы.

Беспокойно мятущаяся, упруго-непокорная главная тема сонаты (Allegro vivo е risoluto) — драматический монолог, подготавливаемый решительными, волевыми интонациями восходящих кварт. Он звучит сперва в ни­зах, а затем в верхнем регистре рояля, сочетаясь с непре­рывным пунктирным ритмом противосложения. Даже вторгающееся временами нарочито подчеркнутое утверж­дение тонических гармоний не может успокоить взвол­нованность музыкальной речи, дать ответ на главный, изначальный вопрос, привести к разрешению острого жизненного конфликта:

Но постепенно настойчивость темы уменьшается, си­лы ее словно иссякают, в остинатный пунктирный ритм сопровождения проникают реплики, предвещающие иной «поворот событий». Наконец, горизонт расчищается и, четко «впечатывая шаг», появляется резко контрастирую­щая побочная тема:

Этой новой, выдержанной в компактной аккордовой звучности маршевой теме, пронизанной грубоватыми на­родными интонациями, придано большое собирательное значение — она словно воплощает единство и собранность масс, их крепнущую волю, готовность к решительным действиям и борьбе (здесь даже могут возникнуть ассо­циации с революционно-массовыми песнями).

В начале разработки композитор как бы пытается примирить противоположные сферы музыкальной выра­зительности, намеченные в экспозиции. Однако домини­рующим оказывается пока полный внутреннего смятения исходный образ, что отражается и на интонациях побоч­ной темы — они приобретают неуверенный, а затем (в подобии контрастного эпизода, звучащего в далекой то­нальности тритона) призрачно-фантастичный характер, в свою очередь сменяющийся настроением настороженно­сти и даже мрачных, зловещих предчувствий.

На время побочная тема вовсе отступает, открывая дорогу обуревающим душу человека сомнениям: основ­ные элементы главной партии — полный сурового драма­тизма монолог и упруго-мускулистые, беспокойные пунк­тирные ритмы — звучат на этот раз не одновременно, а сменяя друг друга; «вертикаль» переводится в «горизон­таль», причем и тот и другой элемент динамизируются посредством канонических проведений и сопоставлений контрастных регистров.

Неожиданное напоминание, своего рода «прорыв» по­бочной темы лишь еще более усиливает противодействие: интонации главной партии приобретают все большую ак­тивность и воинственность. Однако замечательно, что именно нагнетание этих качеств исподволь подготавлива­ет новое вторжение побочной темы, звучащей теперь,, как торжественный апофеоз.

Значение обеих тем словно «уравнивается в правах»: неясным делается исход борьбы между пронзительно-звон­кими восклицаниями побочной темы в верхнем регистре фортепиано и грозной поступью, повелительными репли­ками главной в басах (на фоне дроби четвертей, заимст­вованных из связующей партии).

Утверждение, после яростной «перестрелки» пунктир­ных интонаций (до этого они были как бы забыты), то­нальности соль минор — основного строя первой части — знаменует успокоение главной темы и вместе предвещает обретение большей покорности и смирения побочной пар­тии. И действительно, в репризе контрасты основных образов оказываются смягченными: побочная тема не только подчиняется минорному ладу главной, но и вби­рает характерные для нее неустойчивые интонации.

В конце первой части осуществляется синтез всего предшествующего развития: аккорды побочной темы зву­чат смиренно и даже несколько траурно — на фоне не­уклонно повторяющейся минорной терции в басу, заимст­вованной из самого начала главной темы; пунктирные интонации противосложения главной темы, перенесенные в верхний регистр, напоминают призрачное, почти нере­альное звучание побочной темы в разработке; от началь­ного же монолога остается лишь одна-единственная остинатно повторяющаяся ритмическая формула (октавы в среднем регистре):

Несмотря на подчеркнутую консонантность, внешнее успокоение, конец первой части не оставляет впечатле­ния разрешения конфликта, а скорее усиливает состояние неопределенности, создает ощущение лишь временного затишья, предвещающего дальнейшую, еще более острую борьбу.

Действительно, во второй части сонаты (Largo) дра­матический конфликт значительно обостряется. Необычайно взволнованные речитативные реплики, кажется, воплощают терзающие душу сомнения. Отвечающие же им остинатные реплики, напротив, неумолимо-бесстрастны.

Полярной образной контрастности этих чередующихся фраз соответствует противоположность средств музыкаль­ной выразительности: речитативным возгласам (харак­терны здесь авторские ремарки — rubato, molto espressivo), отмеченным интонационной изысканностью и даже своего рода изломанностью декламационной линии, обиль­но хроматизированной, с их необычайным ритмическим многообразием и акцентированием каждого звука, проти­востоят неподвижные, подчеркнуто метричные ритмиче­ские формулы, должные, согласно указаниям композито­ра, исполняться a tempo и secco non espressivo:

В качестве нового, дополнительного тематического элемента появляются жалобные, более напевные интона­ции, сопровождаемые хроматическими ходами параллель­ных кварт:

Развивающая середина еще более усугубляет драма­тическую напряженность музыки. На краткое время те­ряется четкая дифференциация между двумя основными тематическими началами, но лишь затем, чтобы с новой, поистине титанической силой прорваться в репризе. Речи­тативные восклицания звучат здесь в мощном октавном изложении fortissimo affettuoso и marcatissimo, причем при сопоставлении с отвечающими им яростно-зловещими фигурками используются контрасты крайних регистров фортепиано.

Как и первая часть, Largo не разрешает основных противоречий, отображенных в музыке сонаты: бесстра­стно-неподвижные ответы остинатных ритмических фи­гур на беспокойное вопрошание речитативных фраз зву­чат то призрачно-завороженно в крайнем верхнем ре­гистре, то глухо и настороженно в самых глубоких ба­сах рояля:

Несмотря на обретаемое, казалось бы, в финале (Allegro vivo) внутреннее равновесие (в сплошном движении фигураций «стирается» и острая непокорная пунктирность ритма первой части, и ритмическая изломанность речитативных восклицаний второй), музыка его полна смутной неустойчивости, зыбкой изменчивости. На фоне непрерывно колеблющихся шестнадцатых, как в сновидении, проносятся причудливые образы, чем дальше, тем больше напоминающие тематические обороты из предыдущих частей сонаты.

Все настойчивее «стучатся» в разных регистрах фортепиано реплики остинатно повторяющихся восьмых, словно стремясь пробиться сквозь сплошную пелену окутывающей их фигурации:

но им так и не суждено воскресить во всей полноте ос­новные тематические образы. До конца произведения все остается овеянным дымкой воспоминаний; сама упругая, волевая интонация восходящей кварты, с которой нача­лась первая часть и которая во многом обусловливала драматическое напряжение в развитии музыки, стано­вится под конец, напротив, своего рода символом стабиль­ности, смирения, успокоения:

Пожалуй, именно в коренном преображении основно­го тематического зерна произведения можно усмотреть главный итог его развития, связанный, быть может, с обращением композитора к образам природы, погружени­ем в ту вечную субстанцию жизни, что сопутствует чело­веку в самых драматических коллизиях; так, невольно возникают ассоциации звучания непрерывной фигурации шестнадцатых то с причудливым «говорливым» журчани­ем ручья, то с неумолчным шелестом листвы…

Д. Благой. «Фортепианное творчество Свиридова»
Источник: «Георгий Свиридов. Сборник статей». Москва, «Музыка», 1971 г.


Георгий Васильевич Свиридов известен в первую очередь как автор вокальных и хоровых произведений, но его талант проявился и в области инструментальной музыки. Мы расскажем о Сонате для фортепиано, созданной в 1944 г. Тогда же Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал свое Фортепианное трио № 2 ми минор, и это не случайное совпадение – оба сочинения посвящены памяти Ивана Ивановича Соллертинского, который в тот год ушел из жизни. С этим талантливым отечественным музыковедом Свиридов познакомился в консерватории, где слушал его лекции, а во время Великой Отечественной войны Свиридов и Соллертинский находились в эвакуации в Новосибирске и подружились, несмотря на разницу в возрасте.

В этом произведении очевидно влияние Шостаковича, что признавал и сам Георгий Васильевич: острая конфликтность, симфонический размах, моменты сосредоточенного размышления, сменяющиеся мощными нарастаниями и грандиозными кульминациями – все эти черты, присущие стилю Шостаковича, присутствуют и в сочинении Свиридова. Образы тревожного времени, неумолимой судьбы, героической борьбы и протеста предстают в этом произведении, поражающем рельефностью и мощью фактуры (композитор нередко использует такой прием, как октавные удвоения – они придают звучанию фортепиано поистине оркестровую мощь). Драматической напряженности Фортепианной сонаты способствует следование ее частей без перерыва, но не только это придает циклу удивительную цельность – в нем присутствуют интонационные связи между частями. Например, в конце третьей части утверждается квартовая интонация, которая лежала в основе обеих тем первой части.

Фортепианная соната Свиридова отличается сдержанностью чувств, но при этом произведение исполнено драматизма. Структура ее соответствует классическому трехчастному циклу. В первой части сонаты воплотилась не только скорбь по ушедшему другу, но и атмосфера того времени, когда она создавалась. Уже в начале первой части – Allegro vivo e risoluto – возникает ощущение беспокойства, встревоженности. В остинатных фигурах пунктирного ритма взлетают и ниспадают стремительные фигурации, на фоне которых возникает в низком регистре тема главной партии. Она сочетает в себе напевность и декламационность, но острые, «изломанные» мелодические интонации подчеркивают ее суровый драматизм.

Ей контрастирует мажорная побочная партия. Трехдольность придает ей танцевальный оттенок, она звучит уверенно, полнокровно и даже радостно в мощной аккордовой фактуре, могучая сила заключена в ней. Множество разнообразных эмоций выражено в разработке. Смятение чувств, которое уже в экспозиции было очевидно в главной партии, теперь выражается с особенной остротой. Переходу к репризе предшествует кульминация, в которой главная и побочная партии объединяются в одновременном звучании – это момент наивысшего экстаза. В лаконичной репризе эмоциональное напряжение постепенно идет на спад, и в коде фигурации уходят в очень высокий регистр, постепенно «растворяясь» (этот момент заставляет вспомнить об одном из эпизодов Симфонии № 5 Шостаковича – «истаивание» пассажей челесты, завершающее первую часть).

Вторая часть – Largo – исполнена мрачной экспрессии, заставляющей вспомнить офорты Франсиско Гойи. В верхнем голосе звучат гибкие, пластические фразы, отмеченные чертами речевой выразительности. В них звучит то горькая жалоба, то решительный, гневный протест. Этому «человеческому голосу» противопоставляется сухая ритмическая фигура, напоминающая танго, которая со зловещей «механической» навязчивостью повторяется в басу. По мере развития контрастность и даже конфликтность этих слоев фортепианной фактуры не подчеркивается – напротив, она смягчается, и голоса сливаются в призрачном звучании, словно удаляясь.

В третьей части – Allegro vivo – особенно очевидно сходство с Шостаковичем: «вихрь» фигураций напоминает первую часть его Сонаты для фортепиано № 2. Здесь можно усмотреть нечто общее и с заключительной частью Сонаты си-бемоль минор Фридерика Шопена с ее «ветром, проносящимся над могилами» – образно-эмоциональное содержание финала свиридовской сонаты столь же мрачно. В контрастных регистрах – то в басу, то на высоких звуках – появляются отрывистые мотивы. Гневные интонации звучат все более явственно, мощная энергия концентрируется, пассажи переходят в тяжелые, настойчиво звучащие аккорды. Стремительное движение фигураций продолжается до конца, завершаясь сопоставлением аккордов в контрастных регистрах (отчаянный возглас в высоком регистре – и обреченное «высказывание» в низком).

Премьера Фортепианной сонаты Георгия Свиридова состоялась в освобожденном Ленинграде, произведение прозвучало в авторском исполнении.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама