Санто, Тивадар (венг. Szántó Tivadar, нем. Theodor Szanto; 3 VI 1877, Вена — 7 I 1934, Будапешт) — венгерский пианист и композитор.
Учился у Я. Кёслера (композиция) и К. Хована (фортепиано) в Академии музыки в Будапеште, совершенствовался в игре на фортепиано у Ф. Бузони в Берлине (1898–1901). Концертировал в городах Германии (1901–04), Франции (жил в Париже в 1905–13), Швейцарии (1914–21), с 1922 работал в Будапеште.
Санто был одним из немногих европ. композиторов, использовавших в своих сочинениях японский музыкальный фольклор («Эссе, основанные на японских гармониях» — «Essays in Japanese harmonics», для фортепиано, 1919; этюды — «Keleti etudok», для фортепиано); с японской тематикой связана также его опера «Тайфун». Санто — первый исполнитель посвященного ему фортепианного концерта Ф. Дилиуса (Санто переработал фортепианную партию этого концерта). Ему принадлежат фортепианные переложения и обработки сочинений И. С. Баха, И. Ф. Стравинского (сюита «Петрушка»).
Сочинения:
оперы — Тайфун (Tajfun, 1924, Маннгейм; 1926, Будапешт), Самум (Szamum, по драме Ленормана, 1933); оперетта — Граф Ромео (Grof Romeo, 1931); для оркестра — симфония с хором Земля и море (Land und Meer, 1909), симфоническая рапсодия (1917), 3 сюиты; соната для скрипки и фортепиано Венгрия (Magyarorszag, 1906); для фортепиано — пьесы, в т. ч. 17 вариаций на тему венгерской народной песни (1915); хоры.
П. Ф. Вейс
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
