Жермен Тайфер

Germaine Tailleferre

Дата рождения
19.04.1892
Дата смерти
07.11.1983
Профессия
Страна
Франция
Жермен Тайфер

Французский композитор. В 1915 окончила Парижскую консерваторию, где занималась у Ж. Коссада (контрапункт), Г. Форе и Ш. Видора (композиция), позднее консультировалась у М. Равеля (инструментовка) и Ш. Кеклена. Большое влияние на стиль Тайфер оказали творчество В. А. Моцарта и музыка композиторов- импрессионистов. С 1920 входила в «Шестёрку», выступала в концертах группы. Принимала участие в создании первого совместного сочинения «Шестёрки» — балета-пантомимы «Новобрачные Эйфелевой башни» (Париж, 1921), для которого написала «Кадриль» и «Вальс телеграмм». В 1937 в содружестве с композиторами, примкнувшими к антифашистскому Народному фронту, участвовала в создании массового спектакля «Свобода» (по пьесе М. Ростана; для Всемирной выставки в Париже). В 1942 эмигрировала в США, в послевоенные годы переехала в Сен-Тропезе (Франция). Тайфер принадлежат произведения различных жанров; большое место в её творчестве занимают концерты для различных инструментов и для голоса с оркестром, а также сценические произведения (большинство которых из-за слабых либретто и посредственных постановок не имели успеха). Тайфер обладает ярким мелодическим даром, её музыка изящна, и в то же время отмечена «дерзкими» новаторскими устремлениями «Шестёрки» (особенно в первый период творчества).


Сочинения:

оперы — Жил-был кораблик (опера-буффа, 1930 и 1951, «Опера комик», Париж), комические оперы Боливарский моряк (Le marin du Bolivar, 1937, на Всемирной выставке, Париж), Рассудительный дурак (Le Pou sensè, 1951), Ароматы (Parfums, 1951, Монте-Карло), лирическая опера Маленькая русалочка (La petite sirène, 1958) и др.; балеты — Продавец птиц (Le marchand d’oiseaux, 1923, пост. Шведского балета, Париж), Чудеса Парижа (Paris-Magie, 1949, «Опера комик»), Паризиана (Parisiana, 1955, Копенгаген); Кантата о Нарциссе (La Cantate du Narcisse; для солиста, хора и орк., на сл. П. Валери, 1937, исп. на Радио); для оркестра — увертюра (1932), пастораль (для камерного орк., 1920); для инструмента с оркестром — концерты для фп. (1924), для скр. (1936), для арфы (1926), концертино для флейты и фп. (1953), баллада для фп. (1919) и др.; камерно-инструментальные ансамбли — 2 сонаты для скр. и фп. (1921, 1951), Колыбельная для скр. и фп., струн. квартет (1918), Образы (Images) для фп., флейты, кларнета, челесты и струн. квартета (1918); пьесы для фортепиано; для 2 фп. — Игры на воздухе (Jeux de plein air, 1917); соната для арфы соло (1957); для голоса с оркестром — концерты (для баритона, 1956, для сопрано, 1957), 6 франц. песен 15 и 16 вв. (1930, исп. в Льеже на Междунар. фестивале совр. музыки); concerto grosso для 2 фп. и двойного вок. квартета (1934); песни и романсы на слова французских поэтов, музыка к драматическим спектаклям и фильмам.

Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Jourdan-Morhange H., Mes amis musiciens, P., (1955) (рус. пер. — Журдан-Моранж Э., Мои друзья музыканты, М., 1966, с. 181-89).

A. T. Тевосян

реклама

вам может быть интересно

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Роберто Бенци Дирижёры
Винченцо Беллини Композиторы
Эрнст Герман Майер Композиторы
Никколо Паганини Композиторы
Майкл Типпетт Композиторы
Вернер Эгк Композиторы
Мари Анн Камарго Танцовщики

Реклама