Чайковский. Двенадцать пьес средней трудности для фортепиано

12 Morceaux de difficulté moyenne, Op. 40

Композитор
Год создания
1878
Жанр
Страна
Россия
Пётр Ильич Чайковский / Pyotr Tchaikovsky

Цикл сочинен П. И. Чайковским в феврале 1878 года во Флоренции — июле 1878, Вербовке.

Состав:

1) Этюд
2) Грустная песенка
3) Похоронный марш
4) Мазурка
5) Мазурка
6) Песенка без слов
7) В деревне
8) Вальс
9) Вальс
10) Русская пляска
11) Скерцо
12) Прерванные грезы

Непосредственный повод к сочинению 12 пьес средней трудности ор. 40 неизвестен. Однако причиной создания этого цикла, а также Большой сонаты (ор.37), «Детского альбома» (ор.39) и других сочинений этого периода послужили жизненные обстоятельства, в которых оказался Чайковский осеню 1877 года. Первые упоминания о желании сочинять небольшие пьесы для фортепиано и романсы приходятся на время после пережитого композитором тяжелого душевного кризиса, вызванного неудачной женитьбой. Уехав из Москвы сначала в Берлин, а затем в Кларан, Чайковский признавался брату Модесту: «Мне было бы очень весело и хорошо, если бы не смущал меня грозный вопрос о будущем. <...> Как решусь устроить себя впоследствии? Все в тумане. Знаю только одно: возвратиться в Россию мне немыслимо ни теперь, ни через несколько недель. Нужно спрятаться на год».

В этот же день 17/5 октября 1877 года композитор сообщил о материальных затруднениях своему издателю П.И.Юргенсону и одновременно высказал следующее: «Я тебя хочу просить заказать мне что-нибудь для тебя нужное. Я не гнушаюсь никакой работой, лишь бы она принесла мне деньги. Что тебе нужно: романсы, пиэсы, переложения, переводы? Ради бога, не стесняйся заказать мне самые черные работы».

В это же время Чайковский обратился за помощью к Н.Ф.фон Мекк, с которой уже состоял в переписке: «Не странно ли, что жизнь меня столкнула с Вами еще раз в такую эпоху, когда я, сделавши длинный ряд безумий, должен в третий раз обращаться к Вам с просьбой о помощи!» Чайковский вполне мог рассчитывать на положительный ответ, тем более, что еще 29 сентября/11 октября она уже писала ему о готовности помочь. Предложение о материальной помощи последовало от Н.Ф.фон Мекк незамедлительно. 17 октября 1877 года она ответила конкретным согласием на просьбу Чайковского.

Но, в промежутке между письмом Чайковского и ответом на него Н.Ф.фон Мекк, он вторично умолял П.И.Юргенсона: «Я тебе писал из Берлина полторы недели тому назад с просьбой заказать мне какие-нибудь работы, ибо я страшно нуждаюсь в деньгах. <...> Я нахожусь в самом трудном положении: с одной стороны, я не могу теперь возвратиться в Россию, а с другой стороны — мне здесь жить нечем». Благодаря помощи Н.Ф.фон Мекк композитор смог уехать в Италию, куда его, по его собственному признанию, тянуло неудержимо. И заказ от Юргенсона был также получен композитором, но чуть позже известия о помощи Н.Ф.фон Мекк. Письмо Юргенсона не сохранилось. Но о его получении и реакции на него композитора можно судить по письму самого Чайковского П.И.Юргенсону от 9 ноября/29 октября 1877 года. Чайковский уже несколько остыл от первого порыва сочинять фортепианные пьесы из-за денег, так как отпала острая в том необходимость. Он писал 28 октября/9 ноября 1877 года: «Я так долго медлил ответом тебе <...> Романсы и пьэсы для фп я непременно напишу. Пробовал даже теперь начать, но тщетно. Того спокойствия духа, которое мне потребно для сочинения, я еще не добился и вряд ли скоро добьюсь. <...> За предложение денег от души благодарю. Теперь я этим предложением не воспользуюсь, но позволь мне рассчитывать в случае крайности на тебя. Во всяком случае, прежде мне нужно что-нибудь сделать, а уж потом просить денег».

Одновременно с объяснением невозможности сочинять новую музыку, композитор рассказывал, что занимается оркестровкой оперы «Евгений Онегин». В Италии в феврале 1878 года Чайковский окончил оперу «Евгений Онегин» и ожидал известий о премьере своей Четвертой симфонии в России, наслаждался красотами Италии, посещал театры, галереи, читал А.Шопенгауэра. В это же время он получил известие о смерти своей старшей сестры (по отцу) З.И.Ольховской, с которой его многое связывало в годы детства. В ответ на это событие он писал своему брату А.И.Чайковскому: «Смерть очень огорчает меня. Жаль младших детей. <...> Хотя ты не пишешь обстоятельно, какого числа она скончалась, но если вы получили депешу 14-го, то умерла она, вероятно, 13-го. Странное совпадение чисел, которое не может не поразить <...>». Этим совпадением для Чайковского были даты смерти: его мать А.А.Чайковская умерла 13 июня 1854 года.

6/18 февраля 1878 года Чайковский, уже вполне оправившись от своего прежнего состояния, сообщал брату Анатолию: «Благодаря правильности жизни, подчас скучного, но всегда ненарушимого спокойствия, а, главное, благодаря времени, которое залечивает всякие раны, я вполне выздоровел от сумасшествия.»

Через несколько дней после сообщения о смерти сестры, 12/24 февраля 1878 года композитор вновь сообщил Н.Ф.фон Мекк о намерении писать фортепианные пьесы, но в этот раз желание сочинять было душевным порывом: «Третьего дня, после того как я отправил письмо, на меня вдруг, совершенно неожиданно напала хандра, да такая, что я целый день не мог ее рассеять. Всмотревшись и вслушавшись в себя, я скоро открыл причину ее. Меня начала просто мучить совесть и упрекать за праздность. Как я ни старался себя утешить тою мыслью, что только что окончивши два больших труда, — я имею право отдохнуть и полениться, — а совесть продолжала уязвлять меня. Наконец я сообразил, что просто нужно начать работать. Но что? Для большого сочинения я нуждаюсь в одиночестве, следовательно, нужно подождать до осени. Но ничто мне не мешает написать целый ряд маленьких вещей, и я принял решение каждый день утром писать по одной вещице. Вчера написал романс, а сегодня фортепианную пиэску и веселое настроение тотчас же возвратилось».

14/26 февраля, но уже брату Анатолию, композитор также сообщил, что «вчера утром написал пиэсу для фортепиано». Из приведенных писем становится ясно, что речь идет о начале сочинения пьес ор.40, хотя нельзя точно определить день (12 или 13 февраля): и Мекк и брату Анатолию композитор сообщает, что сочинил «вчера», хотя письма написаны в разные дни.

Хотя первоначально мысль о сочинении новых пьес для фортепиано была связана с необходимостью заработать деньги и заказом издателя П.И.Юргенсона, непосредственным толчком к сочинению пьес ор.40 послужили впечатления от жизни в Италии, а также и душевные переживания композитора. Эти обстоятельства и стимулы привели также к созданию «Детского альбома», Большой сонаты, романсов ор.38, Концерта для скрипки с оркестром, о работе над которыми одновременно Чайковский сообщал в своих письмах.

Именно в этих сочинениях Чайковский обратился к итальянскому фольклору (впервые в балете «Лебединое озеро»). Об этом писал сам композитор в письме к Н.Ф. фон Мекк 16/28 декабря 1877 года: "Из Венеции я вывез с собою очень милую песенку. Вообще, в Италии я испытал два приятных впечатления. Одно во Флоренции <...>. Мы с братом услышали вечером на улице пение и увидели толпу, в которую пробрались. Оказалось, пел мальчик лет 10 или 11 под аккомпанемент гитары. Он пел чудным голосом с такой законченностью, с такой теплотой, какие и в настоящих артистах редко встречаются. <...> Это было прелестно. В Венеции по вечерам к нашей гостинице подходил иногда какой-то уличный певец с маленькой дочкой и одна из песенок очень мне нравится.

А 14/26 февраля 1878 года в письме к брату Анатолию композитор вновь вспомнил об этих итальянских музыкантах, их пении и песнях, услышанных тогда, и еще раз процитировал запавшую в душу мелодию, но уже в несколько другом варианте: «Вечером ходил по набережной в тщетной надежде услышать где-нибудь знакомый чудный голосок: «Зачем изменять мне, зачем оставлять меня?» (итал.). В этом же письме и сообщение о сочинении первой пьесы будущего ор.40, которой стала пьеса «Прерванные грезы».

Мальчика-певца из Флоренции звали Витторио. Композитор слушал его и в последующие годы. В архиве Чайковского сохранилась даже фотография этого мальчика-певца. Услышанная Чайковским песенка Витторио стала темой «Итальянской песенки» в «Детском альбоме», а напев уличного певца из Венеции использован в пьесе «Прерванные грезы» ор.40 и пьесе «Шарманщик поет» в «Детском альбоме». Программное название «Прерванные грезы» (ор.40, N 12) вполне отражает обстоятельства жизни композитора тех месяцев. Не случайно сочинение именно этой пьесы положило начало работе над всеми названными выше произведениями.

Начало работы над 12 пьесами средней трудности ор.40 приходится на 11/23 — 13/25 февраля 1878 года, когда Чайковский жил во Флоренции. Первой была написана, по свидетельству М.И.Чайковского, жившего тогда вместе с композитором во Флоренции, упоминавшаяся выше пьеса «Прерванные грезы» (ор. 40, № 12, «Rêverie interrompue»), которая позднее получит порядковый номер 12. Как вспоминал М.И.Чайковский «средняя часть этой пьесы есть венецианская песня, которую в Венеции каждый вечер пели под окном Петра Ильича» (там же). Об этой мелодии композитор сделал подстрочное примечание в нотном тексте (в автографе и изданиях): «Народная венецианская песня, записанная в 1877 г.» Позже композитор использовал эту мелодию в пьесе «Шарманщик поет» в «Детском альбоме».

В дальнейшем Чайковский также сообщал о сочинении им очередной пьесы, но не говорил, какой именно. Так, 27 февраля/11 марта он писал М.И.Чайковскому: «Фортепиано у меня очень хорошее, и я написал сегодня пиэску». В середине марта Чайковский уже сообщал, что написал семь пьес. Во всех этих сообщениях речь шла об эскизах пьес (не сохранились). Завершены они были уже в апреле 1878 года, в Каменке, на Украине. 30 апреля Чайковский писал Н.Ф.фон Мекк: «Готовы <...> 12 пиэс для фортепиано соло, — разумеется, все это только вчерне». 22 июля, находясь на Украине, в Вербовке, Чайковский написал своему другу К.К.Альбрехту: «Я только что окончил целый ряд разных сочинений <...> Я написал сонату для фп, 3 скрипичных пиэски, 12 фп мелких пиэс, 24 детских пиэски для фортепиано, 6 романсов и полную литургию Иоанна Златоустого для смешанного хора. Бедный наш Петр Иванович! Задал я ему работы». 29 июля композитор сообщил издателю, что все перечисленные выше произведения переслал для него в Москву.

В цикл 12 пьес ор.40 композитор включил и «Русский танец», сочиненный в 1877 году для премьеры балета «Лебединое озеро» как вставной номер для балерины П.М.Карпаковой, сделав переложение этой музыки для фортепиано и её переделку («Danse russe»).

12 пьес средней трудности ор.40 посвящены М.И.Чайковскому. В автографе посвящение отсутствует. После чтения корректуры, в ноябре 1878 года Чайковский попросил своего издателя: «Не забудь посвящений: <...> 12 пиэс Модесту <...>. Посвящение пьес ор.40 М.И.Чайковскому закономерно, так как именно с ним композитор провел зиму 1877-1878 годов, когда и были созданы эти сочинения. М.И.Чайковский был не только свидетелем их рождения, но и разделил с композитором все тяготы душевных переживаний этого времени.

Впервые пьесы Чайковского ор.40 были изданы П.И.Юргенсоном в январе 1879 года. 20 октября 1878 года Чайковский просил в письме к П.И.Юргенсону: «Что касается 12 пиэс, то мне необходимо их все-таки посмотреть, я их не видел ни разу. Поэтому потрудись, мой друг, прислать их сюда <...> » 24 октября 1878 года.

П.И.Юргенсон писал композитору: «Милый друг, сегодня высылаю тебе 12 пьес в неоконченной корректуре. Я их вырвал из пасти Кашкина и потому еще в сыром виде. Возврати их прямо или через О Ив под бандеролью.» А еще через несколько дней Юргенсон вновь сообщал, что выслал корректуру, «но не совсем просмотренную», поэтому советовал Чайковскому бросить «высший взгляд» и не заниматься выправлением мелких ошибок.

11 ноября 1878 года композитор сообщил П.И.Юргенсону: «Корректуры я сделал и послал тебе. Желательно однако, чтобы Кашкин сделал еще одну хорошую корректуру, а кроме того, я попросил бы тебя дать проиграть эти пиэсы Танееву и попросить его с своей стороны, если заметит ошибки исправить их. Засим я полагаю, что тебе уж ничего более посылать мне не нужно <...> Кстати, пожалуйста, не забудь посвящений: 6 романсов Анатолию, 12 пиэс Модесту, симфонию Моему лучшему другу». 16 ноября издатель подтвердил получение корректуры 12 пьес ор.40: «Корректуру получил и все сказанное принял к сведению. Посвящения все сделаны <...>».

Первое исполнение всех 12 пьес средней трудности ор.40 состоялось на одном из собраний кружка профессоров Московской консерватории 9 декабря 1879 года, о чем свидетельствует сохранившаяся программа вечера. Пьесы были сыграны С.И.Танеевым, который, возможно, был знаком с ними еще в процессе их издания (см. просьбу композитора П.И.Юргенсону дать проиграть пьесы Танееву, чтобы тот исправил ошибки, в письме от 11 ноября 1878 года). Сам же Танеев сообщил об этом Чайковскому 28 декабря 1879 года. Рассказывая о вечерах, на которых консерваторские профессора знакомились с нововышедшими произведениями, Танеев писал: «На одном из вечеров я играл Ваши двенадцать пьес для фортепиано, посвященных Модесту Ильичу».

По составу в ор.40 включены пьесы в традиционных жанрах бытового музицирования (вальс, мазурка, этюд, скерцо), в романтическом жанре песня без слов (ставшая традиционной после Ф.Мендельсона и уже использовавшаяся Чайковским в ор.2 и пьесы с программными названиями («В деревне», «Прерванные грезы», «Грустная песенка», «Русский танец», «Похоронный марш»). В последних находим аналогии с жизненными обстоятельствами композитора того времени: жизнь в деревне у друзей и сестры, пережитое в период жизни в Италии, впечатления от итальянских певцов и русских деревенских музыкантов, смерть сестры З.И.Ольховской.

Последовательность пьес в цикле была определена композитором уже в процессе работы над автографом сочинения, так как в этой рукописи они имеют нумерацию и последовательность, соответствующию первому изданию.

П. Е. Вайдман

Фортепианное творчество Чайковского

реклама

вам может быть интересно

Шуберт. Струнный квартет No. 15 (соль мажор) Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама