Трио-соната

Трио-соната (итал. sonate per due stromenti e basso continuo; нем. Triosonate; франц. sonate en trio) - один из важнейших инстр. жанров 17-18 вв. Ансамбль Т.-с. обычно включал 3 партии (с чем связано его название): два равноправных голоса сопрановой тесситуры (чаще скрипки, в нач. 17 в. - цинки, виолы да браччо, в кон. 17-18 вв. - гобои, продольные и поперечные флейты) и бас (виолончель, виола да гамба, изредка фагот, тромбон); фактически в Т.-с. участвовали 4 исполнителя, т. к. партия basso мыслилась не только как сольная (одноголосная), но и как basso continuo для исполнения на многогол. инструменте по системе генерал-баса (клавесин или орган, в ранний период - теорба, китаррон). Т.-с. возникла в нач. 17 в. в Сев. Италии и распространилась в др. европ. странах. Её истоки обнаруживаются в вок. и инстр. жанрах позднего Возрождения: в мадригалах, канцонеттах, канцонах, ричеркарах, а также в ритурнелях первых опер. В ранний период развития (до сер. 17 в.) Т.-с. бытовала под назв. canzona, sonata, sinfonia, напр. у С. Росси ("Sinfonie et Gagliarde", 1607), Дж. Чимы ("Sei sonate per instrumenti a 2, 3, 4", 1610), M. Нери ("Canzone del terzo tuono", 1644). В это время обнаруживается большое разнообразие индивидуальных композиторских манер, к-рые проявляются и в типах изложения, и в строении цикла и отдельных его частей. Наряду с гомофонным изложением широко применяется фугированная фактура; инстр. партии нередко достигают большой виртуозности (Б. Марини). В цикл включаются и вариационные, в т. ч. остинатные, формы, а также пары и группы танцев. Т.-с. получила широкое распространение в придв. и церк. музыке; в церкви часто исполнялась перед частями мессы (Kyrie, Introitus) или вместо градуала, оффертория и др. Дифференциация светской (sonata da camera) и церковной (sonata da chiesa) разновидностей Т.-с. произошла у Б. Марини (сб. "Per ogni sorte d'istromento musicale diversi generi di sonate, da chiesa e da camera", 1655) и у Дж. Легренци ("Suonate da chiesa е da camera", op. 2, 1656). Обе разновидности зафиксированы в "Dictionnaire de musique" С. Броссара в 1703.

Период расцвета Т.-с - 2-я пол. 17 - нач. 18 вв. В это время определились и типизировались особенности циклов в церк. и камерной Т.-с. В основу 4-частного цикла sonata da chiesa легло парное чередование контрастных по темпу, размеру и типу изложения частей (преим. по схеме медленно - быстро - медленно - быстро). По определению Броссара, sonata da chiesa "обычно начинается с серьезного и величественного движения,...затем следует веселая и воодушевленная фуга". Заключит. часть в быстром темпе (3/8, 6/8, 12/8) нередко писалась в характере жиги. Для фактуры скрипичных голосов типичен имитационный обмен мелодич. фразами и мотивами. Sonata da camera - танц. сюита, открывающаяся прелюдией или "маленькой сонатой". Последней, четвёртой частью, помимо жиги, нередко были гавот и сарабанда. Между типами сонат не было строгого разграничения. Наиболее выдающиеся образцы Т.-с. классич. поры принадлежат Дж. Витали, Дж. Торелли, А. Корелли, Г. Пёрселлу, Ф. Куперену, Д. Букстехуде, Г. Ф. Генделю. Во 2-й трети 18 в., особенно после 1750, происходит отход от традиц. типа Т.-с. Наиболее заметно это в творчестве И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Ж. Леклера, Ф. Э. Баха, И. К. Баха, Дж. Тартини, Дж. Перголези. Характерны применение 3-частного цикла, форм da capo и рондо, ослабление роли полифонии, формирование признаков сонатности в первой, быстрой части цикла. У композиторов мангеймской школы Т.-с. преобразуется в Kammertrio или Orchestertrio без генерал-баса (J. Stamitz, Six sonates а trois parties concertantes qui sont faites pour exйcuter ou а trois ou avec toutes l'orchestre, op. 1, Paris, 1755).

Литература: Асафьев Б., Музыкальная форма как процесс, (М.), 1930, (вместе с кн. 2), Л., 1971, гл. 11; Ливанова Т., Большая композиция в пору И. С. Баха, в сб.: Вопросы музыкознания, вып. 2, М., 1956; Протопопов В., Ричеркар и канцона в XVI - XVII вв. и их эволюция, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, М., 1972, с. 38, 47-54; Зейфас Н., Concerto grosso, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 3, М., 1975, с. 388-91, 399-400; Pетраш A., Жанры позднеренессансной инструментальной музыки и становление сонаты и сюиты, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 14, Л., 1975; Сахарова Г., У истоков сонаты, в сб.: Черты сонатного формообразования, М., 1978 (Музыкально- педагогический ин-т им. Гнесиных. Сб. трудов (межвузовский), вып. 36); Riеmann H., Die Triosonaten der GeneralbaЯ-Epoche, в его кн.: Prдludien und Studien, Bd 3, Mьnch.-Lpz., 1901, S. 129-56; Nef K., Zur Geschichte der deutschen Instrumentalmusik in der 2. Hдlfte des 17. Jahrhunderts, Lpz., 1902; Hоffmann H., Die norddeutsche Triosonate des Kreises um J. G. Graun und С. Ph. E. Bach, Kiel, 1927; Schlossberg A., Die italienische Sonata fьr mehrere Instrumente im 17. Jahrhundert, Heidelberg, 1932 (Diss.); Gerson-Kiwi E., Die Triosonate von ihren Anfдngen bis zu Haydn und Mozart, "Zeitschrift fьr Hausmusik", 1934, Bd 3; Оberdцrfer F., Der Generalbass in der Instrumentalmusik des ausgehenden 18. Jahrhunderts, Kassel, 1939; Schenk E., Die italienische Triosonate, Kцln, 1955 (Das Musikwerk); Newman W. S., The sonata in the baroque era, Chapel Hill (N. С), (1959), 1966; его же, The sonata in the classic era, Chapel Hill (N. C), 1963; Apfel E., Zur Vorgeschichte der Triosonate, "Mf", 1965, Jahrg. 18, Kt 1; Вughici D., Suita si sonata, Buc., 1965.

И. А. Барсова

реклама

вам может быть интересно

Трещотка Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Куплеты Музыкальные жанры
Строчное пение Церковная музыка
Исполнение музыкальное Термины и понятия
Дилогия Термины и понятия
Виват Термины и понятия
Croise, круазе Балет и танец
Бессюжетный балет Балет и танец
Банда Термины и понятия
Grave, граве Термины и понятия
Антология Термины и понятия

Реклама