Трио-соната

Категории словаря

Трио-соната (итал. sonate per due stromenti e basso continuo; нем. Triosonate; франц. sonate en trio) — один из важнейших инструментальных жанров 17–18 вв. Ансамбль трио-сонаты обычно включал 3 партии (с чем связано его название): два равноправных голоса сопрановой тесситуры (чаще скрипки, в нач. 17 в. — цинки, виолы да браччо, в кон. 17–18 вв. — гобои, продольные и поперечные флейты) и бас (виолончель, виола да гамба, изредка фагот, тромбон); фактически в трио-сонате участвовали 4 исполнителя, т. к. партия basso мыслилась не только как сольная (одноголосная), но и как basso continuo для исполнения на многогол. инструменте по системе генерал-баса (клавесин или орган, в ранний период — теорба, китаррон).

Трио-соната возникла в нач. 17 в. в Сев. Италии и распространилась в др. европ. странах. Её истоки обнаруживаются в вок. и инстр. жанрах позднего Возрождения: в мадригалах, канцонеттах, канцонах, ричеркарах, а также в ритурнелях первых опер. В ранний период развития (до сер. 17 в.) Т.-с. бытовала под назв. canzona, sonata, sinfonia, напр. у С. Росси («Sinfonie et Gagliarde», 1607), Дж. Чимы («Sei sonate per instrumenti a 2, 3, 4», 1610), M. Нери («Canzone del terzo tuono», 1644). В это время обнаруживается большое разнообразие индивидуальных композиторских манер, к-рые проявляются и в типах изложения, и в строении цикла и отдельных его частей. Наряду с гомофонным изложением широко применяется фугированная фактура; инстр. партии нередко достигают большой виртуозности (Б. Марини). В цикл включаются и вариационные, в т. ч. остинатные, формы, а также пары и группы танцев. Т.-с. получила широкое распространение в придв. и церк. музыке; в церкви часто исполнялась перед частями мессы (Kyrie, Introitus) или вместо градуала, оффертория и др. Дифференциация светской (sonata da camera) и церковной (sonata da chiesa) разновидностей Т.-с. произошла у Б. Марини (сб. «Per ogni sorte d’istromento musicale diversi generi di sonate, da chiesa e da camera», 1655) и у Дж. Легренци («Suonate da chiesa е da camera», op. 2, 1656). Обе разновидности зафиксированы в «Dictionnaire de musique» С. Броссара в 1703.

Период расцвета Т.-с — 2-я пол. 17 — нач. 18 вв. В это время определились и типизировались особенности циклов в церк. и камерной Т.-с. В основу 4-частного цикла sonata da chiesa легло парное чередование контрастных по темпу, размеру и типу изложения частей (преим. по схеме медленно — быстро — медленно — быстро). По определению Броссара, sonata da chiesa «обычно начинается с серьезного и величественного движения,…затем следует веселая и воодушевленная фуга». Заключит. часть в быстром темпе (3/8, 6/8, 12/8) нередко писалась в характере жиги. Для фактуры скрипичных голосов типичен имитационный обмен мелодич. фразами и мотивами. Sonata da camera — танц. сюита, открывающаяся прелюдией или «маленькой сонатой». Последней, четвёртой частью, помимо жиги, нередко были гавот и сарабанда. Между типами сонат не было строгого разграничения. Наиболее выдающиеся образцы Т.-с. классич. поры принадлежат Дж. Витали, Дж. Торелли, А. Корелли, Г. Пёрселлу, Ф. Куперену, Д. Букстехуде, Г. Ф. Генделю. Во 2-й трети 18 в., особенно после 1750, происходит отход от традиц. типа Т.-с. Наиболее заметно это в творчестве И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Ж. Леклера, Ф. Э. Баха, И. К. Баха, Дж. Тартини, Дж. Перголези. Характерны применение 3-частного цикла, форм da capo и рондо, ослабление роли полифонии, формирование признаков сонатности в первой, быстрой части цикла. У композиторов мангеймской школы Т.-с. преобразуется в Kammertrio или Orchestertrio без генерал-баса (J. Stamitz, Six sonates, а trois parties concertantes qui sont faites pour executer ou, а trois ou avec toutes l’orchestre, op. 1, Paris, 1755).

Литература: Асафьев Б., Музыкальная форма как процесс, (М.), 1930, (вместе с кн. 2), Л., 1971, гл. 11; Ливанова Т., Большая композиция в пору И. С. Баха, в сб.: Вопросы музыкознания, вып. 2, М., 1956; Протопопов В., Ричеркар и канцона в XVI — XVII вв. и их эволюция, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, М., 1972, с. 38, 47–54; Зейфас Н., Concerto grosso, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 3, М., 1975, с. 388–91, 399–400; Pетраш A., Жанры позднеренессансной инструментальной музыки и становление сонаты и сюиты, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 14, Л., 1975; Сахарова Г., У истоков сонаты, в сб.: Черты сонатного формообразования, М., 1978 (Музыкально- педагогический ин-т им. Гнесиных. Сб. трудов (межвузовский), вып. 36); Riеmann H., Die Triosonaten der Generalbass-Epoche, в его кн.: Praludien und Studien, Bd 3, Munch.-Lpz., 1901, S. 129–56; Nef K., Zur Geschichte der deutschen Instrumentalmusik in der 2. Halfte des 17. Jahrhunderts, Lpz., 1902; Hоffmann H., Die norddeutsche Triosonate des Kreises um J. G. Graun und С. Ph. E. Bach, Kiel, 1927; Schlossberg A., Die italienische Sonata fur mehrere Instrumente im 17. Jahrhundert, Heidelberg, 1932 (Diss.); Gerson-Kiwi E., Die Triosonate von ihren Anfangen bis zu Haydn und Mozart, «Zeitschrift fur Hausmusik», 1934, Bd 3; Оberdorfer F., Der Generalbass in der Instrumentalmusik des ausgehenden 18. Jahrhunderts, Kassel, 1939; Schenk E., Die italienische Triosonate, Koln, 1955 (Das Musikwerk); Newman W. S., The sonata in the baroque era, Chapel Hill (N. С), (1959), 1966; его же, The sonata in the classic era, Chapel Hill (N. C), 1963; Apfel E., Zur Vorgeschichte der Triosonate, «Mf», 1965, Jahrg. 18, Kt 1; Вughici D., Suita si sonata, Buc., 1965.

И. А. Барсова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Трембита Музыкальные инструменты
Манасчи Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Аранжировка Термины и понятия
Dies irae, диес ире Церковная музыка
Музыкальная культура Термины и понятия
Arrondi, арронди Балет и танец
Буфф, буффа Термины и понятия
Педаль Термины и понятия
Хормейстер Термины и понятия
Киномузыка Термины и понятия
Квартоль Теория музыки
Spiccato, спиккaто Теория музыки

Реклама