Бруно Вальтер

Дата рождения
15.09.1876
Дата смерти
17.02.1962
Профессия
Страна
Германия

Вальтер (Walter, настоящая фамилия Шлезингер (Schlesinger)) Бруно (15 IX 1876, Берлин — 17 II 1962, Беверли-Хилс, Калифорния) — немецкий дирижёр.

Учился композиции и игре на фортепиано в консерватории Штерна (Берлин). В 18 лет дебютировал как дирижёр в оперном театре Кёльна в спектакле «Оружейник» Лорцинга. В 1894–96 был концертмейстером, хормейстером, дирижёром в Гамбургской опере. Затем работал в оперных театрах Бреслау (Вроцлав, 1896), Пресбурга (Братислава, 1897), Риги (1898) и в Берлинской королевской опере (1900). В 1901–12 по приглашению Г. Малера — в Венской государственной опере, с 1911 одновременно руководил венской Певческой академией. В 1913–22 Вальтер преемник Ф. Мотля на посту генерал-музик-директора Мюнхенской оперы; с 1925 генерал-музик-директор Городской оперы в Берлине. Вальтер — один из основателей и неоднократный участник Зальцбургских фестивалей; в 1924–31 руководил постановками немецких опер в лондонском театре «Ковент-Гарден», в 1929–33 — оркестром Гевандхауза в Лейпциге.

В 1933 Вальтер после прихода к власти фашистов покинул Германию, с 1936 работал в Вене. В 1938 поселился во Франции, с 1939 жил в США (в 1946 принял американское подданство). В 1941–45, 1950–51, 1956–57 работал в театре «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк). Гастролировал в странах Европы и Америки, в т. ч. в России (1913, 1914); был одним из первых иностранных дирижёров, посетивших Советский Союз (1923, 1927).

Бруно Вальтер — крупнейший представитель школы Г. Малера, музыкант-мыслитель. Художественной индивидуальности Вальтера свойственна мягкость и поэтичность. В основе его воздействия на оркестр лежала сила убеждения, а не дирижёрский диктат. Исполнение Вальтера, сочетавшее эмоциональную насыщенность с бережным отношением к авторскому тексту, отличалось свободой и непринуждённостью. В опере Вальтер стремился к гармоническому единству музыки и её сценического воплощения.

Вальтер — крупнейший интерпретатор произведений В. А. Моцарта, выдающийся исполнитель произведений Дж. Верди, Г. Малера (первый исполнитель «Песни о земле», 1911, и 9-й симфонии, 1912), А. Брукнера, И. Брамса, Л. Бетховена и др.

Выступал также как пианист-ансамблист и аккомпаниатор. Автор 2 симфоний, произведений для хора и оркестра, камерно-инструментальных сочинений, песен. Почётный председатель Малеровского общества в Вене (1955); почётный член оркестра Гевандхауза (1961).

Литературные сочинения: Von den moralischen Kraften der Musik, W.-Lpz.-Z., 1935; Gustav Maler. Ein Portrat, W.-Lpz.-Z., 1936, В.-Fr./M., 1957 (в рус. пер.- Густав Малер. Портрет, в кн.: Малер Г., Письма. Воспоминания, М., 1964 (пер. 1-й части кн. «Воспоминания» с нем. изд. 1957)); Theme und Variationen, Fr./M., 1961 (1-е изд. на англ. яз., L., 1947) (в рус. пер. — Тема с вариациями. Воспоминания и размышления, M., 1969 (серия: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 4)); Vom Mozart der Zauberflote, Fr./M., 1955; Von der Musik und vom Musizieren, Fr./M., 1957 (в рус. пер. — О музыке и музицировании, в сб.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 1, М., 1962).

Литература: Blaukopf К., Grosse Dirigenten, Teufen (St. Gallen-Bregenz) — W., (s. a.), S. 163–72; Коmоrn-Rеlhahn M., Was wir von Bruno Walter lernten, W., 1913; Stefan P., Bruno Walter, W., 1936; Mann Th., To Bruno Walter on his seventieth birthday, «MQ», 1946, No 4, Oct., p. 503–508; Gavoty В., Bruno Walter, Genf, 1956; Holde A., Bruno Walter, В., 1960; Вoult A., Thoughts on conducting, L., 1963, p. 62–64 (в рус. пер. — Боулт A., Мысли о дирижировании, «СМ», 1964, No 5, с. 70–71); Witeschnik A., Dirigenten, W.-Hannover-Bern, 1965, S. 139–44.

Е. Я. Рацер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Бруно Вальтер

Творчество Бруно Вальтера составляет одну из ярчайших страниц в истории музыкального исполнительства. В течение почти семи десятилетий он стоял за дирижерским пультом в крупнейших оперных театрах и концертных залах всего мира, и слава его не померкла до конца дней. Бруно Вальтер — один из самых замечательных представителей плеяды немецких дирижеров, выдвинувшихся в начале нашего столетия. Он родился в Берлине, в простой семье и рано проявил способности, заставившие увидеть в нем будущего артиста. Обучаясь в консерватории, он одновременно овладевал двумя специальностями — пианистической и композиторской. Однако, как это нередко бывает, он избрал в результате третий путь, став в конце концов дирижером. Этому способствовало увлечение симфоническими концертами, в которых ему довелось слышать выступления Ханса Бюлова — одного из выдающихся дирижеров и пианистов прошлого века.

Когда Вальтеру исполнилось семнадцать лет, он уже закончил консерваторию и занял свой первый официальный пост пианиста-концертмейстера в Кельнском оперном театре, а через год здесь же состоялся его дирижерский дебют. Вскоре Вальтер переехал в Гамбург, где начал работать под руководством Густава Малера, оказавшего на молодого артиста огромное влияние. По существу, Малер явился создателем целой школы дирижеров, в которой Вальтеру по праву принадлежит одно из первых мест. Два года, проведенных в Гамбурге, молодой музыкант овладевал секретами профессионального мастерства; он расширил свой репертуар и превратился постепенно в заметную фигуру на музыкальном горизонте. Затем в течение нескольких лет он дирижировал в театрах Братиславы, Риги, Берлина, Вены (1901–1911). Здесь судьба опять свела его с Малером.

В 1913–1922 годах Вальтер был «генеральмузикдиректором» в Мюнхене, руководил моцартовскими и вагнеровскими фестивалями, в 1925 году возглавил Берлинскую государственную оперу, а спустя четыре года — и лейпцигский «Гевандхауз». Это были годы начала расцвета концертной деятельности дирижера, завоевавшего всеевропейское признание. В тот период он неоднократно бывал и в нашей стране, где его гастроли проходили с неизменным успехом. В России, а затем в Советском Союзе у Вальтера было очень много друзей среди музыкантов. Примечательно, что он был первым исполнителем за рубежом Первой симфонии Дмитрия Шостаковича. Тогда же артист участвует в Зальцбургских фестивалях и ежегодно дирижирует в «Ковент-Гардене».

К началу тридцатых годов Бруно Вальтер был уже на вершине своей карьеры. Но с наступлением гитлеризма знаменитый дирижер вынужден был бежать из Германии сначала в Вену (1936), затем во Францию (1938) и, наконец, в США. Здесь он дирижировал в театре «Метрополитен-опера», выступал с лучшими оркестрами. Лишь после войны концертные и театральные залы Европы вновь увидели Вальтера. Его искусство за это время не утратило своей силы. Как и в молодые годы, он восхищал слушателей и широтой своих концепций, и мужественной силой, и пылкостью темперамента. Таким он и остался в памяти всех, кто слышал дирижера.

Последние концерты Вальтера состоялись в Вене, незадолго до смерти артиста. Под его управлением прозвучали Неоконченная симфония Шуберта и Четвертая Малера.

Репертуар Бруно Вальтера был очень велик. Центральное место в нем занимали сочинения немецких и австрийских композиторов-классиков. Собственно говоря, можно с полным основанием утверждать, что программы Вальтера отражали собой всю историю немецкого симфонизма — от Моцарта и Бетховена до Брукнера и Малера. И именно здесь, равно как и в операх, с наибольшей силой развернулся талант дирижера. Но вместе с тем ему были подвластны и небольшие пьесы, и произведения современных авторов. Из любой настоящей музыки он умел высекать огонь жизни и подлинную красоту.

Значительная часть репертуара Бруно Вальтера сохранилась в записи на пластинках. Многие из них не только доносят до нас неувядаемую силу его искусства, но и позволяют слушателю проникать в его творческую лабораторию. Последнее относится к записям репетиций Бруно Вальтера, слушая которые невольно воссоздаешь в своем сознании благородный и величественный облик этого выдающегося мастера.

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

Бруно Вальтер: скромный апостол Музыки

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама