Балетная труппа «Театра Вельки» в Варшаве

Город
Варшава
Год основания
1917
Тип
«Третья симфония» Т. Бёрда. «Театр Вельки». Варшава. Балетмейстер В. Груца

Польский «Театр Вельки» (Teatr Wielki) (Большой театр в Варшаве) — открыт в 1833. На протяжении 19 в. при театре существовала балетная труппа, возглавлявшаяся итальянскими балетмейстерами. В 1843—53 (с перерывами) в театре работал Ф. Тальони, который поставил романтический балет «Индийское утро» Стефани. Вместе с Тальони здесь работал польский балетмейстер Р. Турчинович, поставивший «Жизель» (1848), «Эсмеральду» (1851), «Пахиту» (1854), национальный балет «Окрестность под Кельцами» Стефани (1846).

В театре часто выступали иностранные танцовщики: М. Тальони, К. Гризи, большое влияние на формирование польского балетного театра оказали гастроли русских артистов: Н. Богдановой, А. Ф. Бекефи, Н. Г. Легата, А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной и др. Балетм. Л. И. Иванов поставил здесь «Привал кавалерии» (1897, по М. И. Петипа), М. М. Фокин — «Шопениану» и «Евнику» Щербачёва (1908).

В 1917 при польском «Театре Вельки» балетмейстер П. Зайлих создал балетный коллектив. Были поставлены «Пан Твардовский» (1921); «Байка» Роговского (1923), «Свитезянка» Моравского (1931) и др. Возобновлялись старые балеты («Жизель», «Коппелия» и др.), ставились балеты из репертуара антрепризы С. П. Дягилева («Шехеразада», «Петрушка», «Дафнис и Хлоя» и др.). Помимо Зайлиха в польском «Театре Вельки» работали балетмейстеры Э. Курыло (1925—26), Ф. Парнель (1927—29), Я. Цеплиньский (1934—1935), М. Тяновский (1935—38); ведущие артисты — X. Шмольцувна, И. Шиманьская, З. Домбровский, С. Балишевский.

Во время 2-й мировой войны 1939—45 польский «Театр Вельки» сгорел. В 1945 в Варшаве была создана Музыкально-оперная сцена, имевшая небольшую балетную труппу, в 1948 она объединилась с филармонией, а в 1949 преобразована в Государственную оперу, явившуюся базой при открытии вновь отстроенного в 1965 польского «Театра Вельки».

В балетной труппе работали балетмейстеры В. Шаевский (1964—67), В. Груца (1967—68; в 1975—78 — главный балетмейстер), С. Мищик (1968—70), ведущая танцовщица М. Кшишковская (с 1970 она же рук. балетной труппы). Солисты: танцовщицы — Б. Коцёлковская, Э. Яронь, Б. Влодарчик, Я. Галиковская, Э. Гловацкая, Б. Олькушник, Д. Пясецкая, Б. Райская, И. Рыбарская, Б. Сер, Р. Смукала; танцовщики — С. Шиманьский, Е. Грачик, Р. Кравуцкий, Я. Смолиньский, З. Цвиоро, М. Анджейчак, Е. Баранкевич, И. Вишневский.

В первые послевоенные годы ставились, помимо национальных балетов «Пан Твардовский» и «Харнаси», одноактные балеты. С 50-х гг. в репертуар включались также классические и современные многоактные произведения: «Лебединое озеро», «Жизель», «Ромео и Джульетта»; «Мазепа» Шелиговского, «Каменный цветок» и др.

В 1-й половине 60-х гг. наметилось стремление обновить репертуар. Среди спектаклей, созданных в эти годы иностранными балетмейстерами А. Родригесом и Ф. Адре: «Весна священная» и «Орфей» Стравинского, «Дафнис и Хлоя», «Треуголка»; «Красный плащ» Ноно. Появились балеты, поставленные молодым польским балетмейстером В. Груцей, преимущественно на музыку польских композиторов: «Волшебная корчма» Шаловского (1962), «Ожидание» Блёха (1964), «Ад хоминем» («Ad hominem») Вишневского (1964), а также «Карнавал» (1975); «Третья симфония» на муз. Бёрда (1916), «Станислав и Анна Осьвенцимы» на музыку Карловича (1976), «Маскарад» на муз. Хачатуряна (1979) и др.

Пополнение труппы новыми молодыми артистами способствовало введению в репертуар более сложных и разнообразных по жанрам произведений. Наряду с классикой («Дон Кихот», «Коппелия») и произведениями советских композиторов («Золушка», «Ромео и Джульетта», «Спартак») ставятся одноактные балеты: «Франческа да Римини» на музыку Чайковского (1968), «Фантастическая симфония» на музыку Берлиоза и «Болеро» (балетмейстер В. Борковский), «Вальс» на музыку Равеля и «Чудесный мандарин» (балетмейстер Ж. Лаззини), «Петрушка» (балетмейстер Л. Вуйциковский), «Фрекен Юлия» и «Лунный олень» Рисагера (балетмейстер Л. Кульберг) и др.; новые произведения польских композиторов: «Скульптуры мастера Петра» Твардовского (1972), «Вожделение» Бацевич (1973), комический балет «Очень спящая красавица» Блёха (1974).

В польском «Театре Вельки» имеется Камерный зал им. Э. Млынарского, в котором с 1968 ставятся экспериментальные балеты молодых балетмейстеров; здесь начали свою деятельность М. Бохенек, Е. Макаровский и М. Компе.

Литература: 25 lat Opery Warszawskiej w Polsce Ludowej. 1945 — 1970, Warsz., 1970.

И. Турска
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Польский «Театр Вельки»
Польский балет

реклама

вам может быть интересно

Словарные статьи

Польский балет 14.07.2011 в 16:28

рекомендуем

смотрите также

Реклама