Концерт Гарри Гродберга
![Гарри Гродберг](/media/images/publication/thumbnail430_17043051.jpg)
Патриарх российского органного искусства Гарри Гродберг не перестает удивлять своей творческой мобильностью. Уже, казалось бы, переигран весь Бах (девять томов сочинений великого композитора составляют золотой фонд репертуара Гродберга), весь Франк и Регер, вся музыка барокко, но в каждом концертном сезоне на афишах органиста появляются все новые произведения, либо изрядно забытые, либо вообще никогда не исполнявшиеся. Так он открыл меломанам органный мир Мендельсона и его сестры, композитора Гуммеля, Клары Шуман и Рейнбергера, впервые в России исполнил сочинения Ф. Лахнера, друга Шуберта, премьерными были исполнения опусов Монюшко и других славянских композиторов, А. Лядова и нашего современника А. Муравлева. Одна из граней просветительской деятельности Г. Гродберга как раз и состоит в открытии новых органных шедевров, которые он щедро дарит поклонникам своего исполнительского таланта.
Концерт в КЗЧ, посвященный 125-летию А. Гедике (у которого Гродберг учился в консерватории), содержал в себе очередную «изюминку» — 25 избранных хоралов Баха. Немцы не зря считают Гродберга одним из лучших исследователей и интерпретаторов творчества Баха: 45 лет жизни он посвятил пропаганде музыки лейпцигского гения. Отдельные хоралы, или хоральные прелюдии, часто появлялись в концертных программах многих органистов. Но еще никто — и Гродберг в том числе — не исполнял их целым циклом, так что понятие «впервые» правомочно и в этом концерте.
Гродберг выстроил 25 хоралов в стройную антологию не по хронологическому принципу, а по строго продуманной концепции, в основе которой контрастное сопоставление хоралов с единой нарастающей линией драматургического развития. Это своеобразный музыкальный словарь баховской органной лексики, размышления композитора наедине с самим собой — отсюда простота и проникновенность изложения. Хоралы написаны не для пения, но тесно связаны с протестантскими молитвами, и их названия отражают характер каждого эпизода. То это светлая пастораль («Агнец Божий»), то скорбная сосредоточенность («О, человек, оплакивай свои грехи), то яркий солнечный свет («Милый Иисус, мы здесь»), а в финале ликующий до-мажорный апофеоз («С неба Он спустился») — словом, 25 различных состояний души композитора.
Регистровка хоралов, искусно сделанная самим Гродбергом, позволила ему продемонстрировать все тембровые богатства органа и свои исполнительские достоинства — от нежной кантилены до мощных аккордовых пластов и виртуозных пассажей. Годы не властны над этим музыкантом, более того, его мастерство становится еще более мудрым и глубоким, а эмоциональности ему всегда было не занимать.
Переполненный зал долго не хотел расставаться с артистом, требуя бисов, и Гродберг в благодарность за восторженный прием вознаградил зрителей классическими «хитами»: Первой частью ля-минорного Концерта Вивальди — Баха, Арией Альбинони, Фугой Баха соль минор и знаменитой ре-минорной Токкатой и фугой, исполненной с поистине юношеским азартом.
Г. Гродберг не только выдающийся музыкант, но и страстный пропагандист органной музыки в России. С его легкой руки по всей стране установлено свыше 70 органов, и жители разных регионов получили возможность приобщаться к музыкальным шедеврам, созданным для «короля инструментов». И это еще одна ипостась просветительской деятельности московского органиста.
Московская государственная академическая филармония в очередной раз выдвинула Гарри Гродберга на соискание Государственной премии, и хочется надеяться, что давно заслуженная награда наконец-то обретет своего героя.
Евгений Эпштейн