Музыкальное королевство Владимира Спивакова

Владимир Спиваков

Поистине историческим стал нынешний «Русский сезон» в парижском театре «Шатле». На знаменитой сцене, где когда-то проходили Дягилевские сезоны, теперь наряду с масштабными гастролями Мариинского театра прошли шесть концертов Владимира Спивакова. Такой привилегии здесь не имел ни один музыкант мира. Жан-Пьер Бросман, директор «Шатле», объяснил это так: «Спиваков — великий музыкант, и я хотел показать все грани его таланта. У этого человека есть склонность быть в тени и не выпячиваться. У нас с ним дружеские отношения, и мне захотелось представить его Франции».

Французский журнал «Le Point», освещая программу цикла концертов, опубликовал обзор под названием «Король Спиваков в «Шатле». В справедливости столь высокого титула парижане смогли убедиться на каждом из шести вечеров (последний состоялся 19 марта). Свое музыкальное королевство В.Спиваков представил в разных жанрах: дважды он выступил как дирижер с Российским национальным оркестром, затем с камерным оркестром «Виртуозы Москвы», дважды — как скрипач в камерных дуэтах и трио.

Подлинным событием в цикле концертов В.Спивакова стало выступление питомцев его фонда. Для дирекции театра «Шатле» это был риск: в Париже трудно собрать большую публику на детские выступления. Однако Ж.-П.Бросман одержал полную победу. В качестве почетных гостей в зале были посол России во Франции Александр Авдеев, Михаил Горбачев, супруга президента Кыргызстана Майрам Акаева, знаменитый американский певец Томас Хэмпсон.

Чем же был знаменателен этот вечер? Впервые в парижском театре выступали стипендиаты Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, который американская пресса назвала «храмом добра и надежды». Он был создан в 1994 году для поддержки творчески одаренных детей в области музыки, живописи и хореографии. За время существования фонда его стипендиатами стали 800 детей, 242 из них оказались победителями ряда международных конкурсов. Фонд подарил своим питомцам 195 музыкальных инструментов, провел 200 художественных выставок и 1500 концертов в городах России и за рубежом.

В этот вечер необычайно интересная и разнообразная программа поражала свежестью и искренностью ее интерпретации, высочайшим мастерством исполнителей. Все они призеры крупнейших международных конкурсов, участники гастролей фонда за рубежом; большинство имеют записи на компакт-дисках, многие уже играли с оркестрами. В интерпретации сложных произведений парижской программы каждый из одиннадцати солистов продемонстрировал свою музыкальную индивидуальность, каждый получил восторженный прием у взыскательной французской публики. Концерт открыла очаровательная Евангелия Делизонас (10 лет, Москва). Она с явным наслаждением исполнила на рояле «Фантазию-экспромт» Шопена. Ярко и эмоционально играл на виолончели Михаил Лебедев (13 лет, Москва). В его интерпретации «Интермеццо» Гранадоса ощущалось самобытное дарование, роднящее юного музыканта с Мстиславом Ростроповичем. В «Маленьком концерте для кларнета и фортепьяно» Майо свое высокое искусство продемонстрировали Михаил Меринг (11 лет, Москва) и Е.Делизонас. Скрипач Андрей Розендент (13 лет, Калининград) вдохновенно и виртуозно исполнил «Славянский танец» Дворжака и «Венгерский танец» Брамса. Часть концертной сюиты из балета «Щелкунчик» (Чайковский — Плетнев) сыграла на рояле Виктория Мартиросян (18 лет, Москва), восхитив публику высокой техникой и богатством нюансов.

Незабываемое впечатление произвел Илья Петров (12 лет, Смоленск). Он лихо исполнил на балалайке «Кадриль» Тростянского, затем «Итальянскую польку» Рахманинова. Одержимо играя задорные плясовые мелодии, юный мастер извлекал такие красочные, живые звуки, что казалось, в его руках была фантастическая «балалайка Паганини».

Программа концерта шла по нарастающей. Второе отделение открыла Ася Корепанова (18 лет, Ижевск): глубоко и проникновенно прозвучало «Скарбо» (из цикла «Ночной Гаспар») Равеля. Скрипичная «Фантазия» Сарасате на темы оперы Бизе «Кармен» предстала в исполнении Александры Сумм (13 лет, Монпелье). В ее виртуозной технике ощущался большой талант.

Программу классической музыки украсило фольклорное выступление Перизат Ибраевой (14 лет, Бишкек). В национальном костюме серьезная солистка выделывала просто чудеса на трехструнном комузе. Ее кисть парила и танцевала над струнами так причудливо и легко, что казалось, будто девочка родилась с этим музыкальным инструментом в руках. Высокий профессионализм продемонстрировала Ася Фатеева (12 лет, Симферополь). На саксофоне, подаренном В.Спиваковым, она сыграла «Скарамуш» Майо и пьесу Пьяццолы в дуэте с Ростиславом Шараевским (12 лет, Москва). Потом Ростислав солировал на вибрафоне и ксилофоне в произведениях Дебюсси и Шостаковича, а в конце отстучал на барабане «Поезд» Каппио. В финале все участники концерта исполнили в ансамбле «Тарантеллу» из балета Гаврилина «Анюта». Она прозвучала так бравурно и зажигательно, что публика затопала от восторга. Музыканты охотно повторили «Тарантеллу» в еще более высоком темпе. В последнем аккорде слушатели, окончательно опьяневшие от этого музыкального фейерверка, разом встали и наградили молодых исполнителей громом аплодисментов. Такого успеха не знал даже Мариинский театр, который показывал здесь свои лучшие балетные и оперные спектакли.

Обычно сдержанный и немногословный Ж.-П.Бросман громко объявил: «Выступление детей Фонда Спивакова — кульминация всего „Русского сезона“ в Париже». Более высокой оценки быть не может.А мне вспомнились слова В.Спивакова: «Я хочу, чтобы дети верили в чудо». Питомцы фонда не только верят в чудо, но и сами его творят. Их творчеству, наверное, также покровительствует изумительная «икона» — портрет Джесси Норман, выполненный в каноническом стиле. Чарующий лик великой певицы написала А.Горелова, стипендиат фонда. Этот портрет украшал зал театра «Шатле» при выступлении юных музыкантов Фонда Спивакова.

Виктор Игнатов

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама