Джазовый акцент «Петербургской ассамблеи»

С 25 мая по 5 июня 2003 года в Малом зале имени Глинки Санкт-Петербургской филармонии проходил Международный фестиваль камерной музыки «Петербургская ассамблея». Это первый фестиваль камерной музыки столь высокого уровня, организованный Петербургской филармонией. И правда, только заявленный состав участников весьма впечатлял: представитель самой известной в мире гитарной династии испанец Пепе Ромеро, обладатель уникального «мужского сопрано» (sopranisto) Фабрис ди Фалько из Франции, одна из лучших современных меццо-сопрано Анне Софи фон Оттер из Швеции. Британский «Линдсей-Квартет» должен был показать петербургским слушателям, насколько может отличаться подход к стилю исполнения Гайдна и Бетховена одного коллектива, а российский скрипач Виктор Третьяков — продемонстрировать все лучшие качества советской скрипичной школы.

Первый концерт, в ходе которого Пепе Ромеро исполнял шедевры лютневой и гитарной музыки XVI — XVIII веков, прошел при переполненном зале. Особенно удались знаменитому гитаристу Пять прелюдий Вила-Лобоса и «Кастильская сюита» Торробы, а вот произведения, написанные изначально для лютни, оказались слишком страстно и нервозно исполненными. Больше всего это ощущалось в нежнейшей и лиричнейшей Фантазии XVI Луиса Милана. Самой сложной оказалась для музыканта виртуозная «Испанская серенада» Малатса, в которой всемирно известный гитарист сделал несколько досадных ошибок. На фуршете после концерта Пепе Ромеро полностью себя «реабилитировал», сыграв не удавшееся ему сочинение с таким блеском и искренностью, на которые только был способен. А маэстро Темирканов обнаружил свою давнюю любовь к джазу и исполнил для узкого круга приглашенных импровизации на тему «Подмосковных вечеров».

На следующий день состоялся концерт Фабриса ди Фалько. К сожалению, зал был заполнен менее чем на треть, то ли из-за специфического репертуара, включавшего как арии из опер Генделя и Перселла, так и произведения Гершвина и Монтсальватжа, то ли из-за слишком дорогих билетов. Ценители вокального искусства смогли в полной мере насладиться редким тембром голоса французского певца, но, к сожалению, излишняя манерность и весьма характерное интонирование не позволили слушателям в полной мере насладиться самой музыкой.

28 мая в рамках фестиваля прошел «Бал Юрия Темирканова». Вместо изначально заявленного в качестве ведущего Святослава Бэлзы бал вел Андрей Ургант, впрочем, его вычурность была в особняке Энгельгардта столь же неуместна, как и конферанс сына известного специалиста по польской музыке. Если первоклассные концерты Петербургская филармония устраивать может, то для балов, сделанных с должным вкусом и чувством стиля, надо бы постажироваться в Вене.

Зато 29 мая филармония преподнесла намного более приятный сюрприз — вечер скрипичной музыки в исполнении Виктора Третьякова стал откровением для всех знатоков творчества этого музыканта. Вместо привычного напора и сметающей все на своем пути виртуозной техники Третьяков продемонстрировал слушателям игру, достойную лучших образцов камерного музицирования. Особенно удались ему соната № 3 до минор Грига и «Романтические песни» Дворжака. А вот популярнейшая Интродукция и рондо-каприччиозо Сен-Санса требуют все же более сильного напора. В исполнении этой пьесы Третьяков как будто забыл не только о фортиссимо, но даже о форте. Но в целом концерт показал, что и через много лет наш знаменитый скрипач может демонстрировать те качества ансамблевой игры, которые так поражали во время его концертов с Олегом Каганом, Натальей Гутман и Юрием Башметом при жизни и в присутствии Святослава Рихтера.

К сожалению, концерт «Линдсей-Квартета» 3 июня не состоялся, а 4 июня в рамках фестиваля прошел концерт джазовой музыки, который, несмотря на замечательную игру контрабасиста Андрея Иванова и саксофониста Георгия Гараняна, несколько выбивался из стиля фестиваля. И хотя поклонники Дениса Мацуева смогли в очередной раз испробовать на слух его потрясающие виртуозные качества, джазовый концерт скорее вписывался в общую атмосферу юбилейных торжеств, чем в изысканную атмосферу

А вот закрытие фестиваля 5 июня превратилось в настоящий праздник камерной музыки. К нам нечасто приезжают такие звезды, как Анне Софи фон Оттер, а тем более с лидерабендом. Поразительно, но помимо красивейшего голоса и, конечно, безупречного чувства стиля в барочной музыке, знаменитая шведская певица смогла продемонстрировать нам то же чувство стиля и в песнях Грига, Шуберта, Малера и даже Шаминад! Порой казалось, что голос фон Оттер предназначен именно для этой музыки, и забывалось, что перед нами лучшая современная исполнительница Генделя. Нельзя не отметить и аккомпаниатора Бенгта Форсберга, словно воплощающего на сцене все то, о чем писал в книге «Певец и аккомпаниатор» легендарный сэр Джеральд Мур.

По словам Юрия Темирканова и художественного руководителя «Петербургской ассамблеи» Ольги Назаренко, фестиваль должен стать постоянным. Если так и произойдет, то каждый год ценители камерной музыки из России и Европы будут приезжать в Петербург не только в сентябре на фестиваль «Earlymusic», но и в конце мая — на «Петербургские ассамблеи».

Алексей Трифонов

реклама

вам может быть интересно