Черемушкинская альтернатива

РНО открыл сезон в БЗК и презентовал новый концертный зал

Открытия сезона Российского национального оркестра ждали с нетерпением. И не только потому, что за летнее межсезонье Москва соскучилась по хорошим симфоническим концертам. РНО — один из лучших российских оркестров, и всех волновало: каким предстанет он после недавнего «кровопускания», когда в новообразованный НФОР Владимира Спивакова перешли тридцать его музыкантов? Эту цифру озвучил на состоявшейся за два дня до открытия сезона пресс-конференции генеральный продюсер РНО Сергей Марков (ранее в кулуарах говорили о сорока), тут же заверив присутствующих, что пришедшие на смену молодые музыканты ничуть не уступают ушедшим. Бодрые заверения, к которым присоединился и Михаил Плетнев, все же не убеждали до конца. Убедил концерт (организованный при поддержке Банка ВестЛБ Восток), лучше всяких слов свидетельствовавший о том, что оркестр — в прекрасной форме.

Первое отделение оставило двойственное впечатление, но к состоянию оркестра это отношения не имело. Речь идет исключительно о дирижерской интерпретации Второго концерта для фортепиано с оркестром Брамса, предложенной Михаилом Плетневым. Напротив, Елизавета Леонская убеждала безоговорочно. Даже не просто убеждала — восхищала. И дело тут не только в безупречном мастерстве высшей пробы, но еще более в сочетании глубины и тонкости интерпретации с не по-женски энергичной игрой. К сожалению, вся эта мощная энергетика брамсовского концерта была представлена только солирующим инструментом. Ритмический рисунок в оркестре казался подчас слишком уж зыбким, если не расплывчатым, и Брамс рисковал превратиться в некое подобие Рахманинова. В первых двух частях нередко возникало ощущение, что Леонская и оркестр играют немножко разную музыку. В третьей части (Andante) оно исчезло, потому что в этой тихой музыке у дирижера и солистки возникла совершенная гармония. Едины были они и в финале, исполнив его столь легко и ажурно, словно это концерт Моцарта. Во втором отделении на более близком ему материале дирижерский темперамент Плетнева проявился в полной мере. Восьмая симфония Дворжака прозвучала ярко и полнокровно, с буйством красок и гурманским смакованием музыкальных красот. Только иногда исчезала грань, отделяющая симфонию великого чеха от его же Славянских танцев.

Как явствует из пресс-релиза, на этот сезон запланированы (причем уже с конкретными числами и программами) выступления с РНО Владимира Юровского, Леонарда Слаткина, Пааво Берглунда, Мишеля Плассона, Александра Лазарева, Якова Крейцберга и других дирижеров. К сожалению, в этом списке отсутствует имя Кента Нагано, но он остается членом дирижерской коллегии РНО и в следующем сезоне планируется его новый приезд в Москву. У самого Михаила Плетнева заявлена еще только одна программа. На пресс-конференции Плетнев сетовал на то, что многие его планы как дирижера и художественного руководителя оркестра в настоящее время неосуществимы по причинам финансового характера. Остается надеяться, что обещанная с будущего года Министерством культуры финансовая поддержка РНО поможет им осуществиться.

В свою очередь, Сергей Марков говорил о том, что Международный дом музыки запрашивает за аренду гораздо более высокие цены, чем те, что были согласованы с предыдущим его руководством, и это ставит под угрозу проведение некоторых уже объявленных концертов. Выступления в БЗК также обходятся недешево, каждый раз вынуждая обращаться за помощью к спонсорам. В этой ситуации все большую актуальность приобретает вопрос о том, что оркестру такого класса необходимо иметь собственный зал. И такой зал, похоже, уже есть.

Некоторое время назад РНО взял в аренду здание пустующего кинотеатра на улице Гарибальди, близ метро «Новые Черемушки», превратив его в свою репетиционную базу и параллельно приступив к реконструкции. 7 сентября, в День города, состоялась презентация нового зала, получившего название «Оркестрион», который в дальнейшем должен превратиться в центр музыкальной культуры Юго-Западного округа Москвы. Здесь около пятисот мест. Стены и потолок облицованы специальными деревянными панелями, благодаря которым обеспечивается хорошая акустика. В ее достоинствах вполне убедили выступления Струнного квартета и Духового квинтета РНО, а также его дочерней детской хоровой студии «Волшебство музыки» под управлением Льва Конторовича. В нынешнем сезоне в «Оркестрионе» будут время от времени проводиться камерные концерты и открытые репетиции РНО. Составлен специальный абонемент для детей. Однако о полноценной эксплуатации новой площадки говорить пока рано: сначала надо довести до конца реконструкцию не только собственно концертного зала, но и всего здания. Ведь если нынешняя тенденция сохранится, то весьма вероятно, что через пару лет «Оркестрион» окажется единственным местом, где москвичи смогут услышать РНО.

Дмитрий Морозов

реклама