Черемушкинская альтернатива

РНО открыл сезон в БЗК и презентовал новый концертный зал

Открытия сезона Российского национального оркестра ждали с нетерпением. И не только потому, что за летнее межсезонье Москва соскучилась по хорошим симфоническим концертам. РНО — один из лучших российских оркестров, и всех волновало: каким предстанет он после недавнего «кровопускания», когда в новообразованный НФОР Владимира Спивакова перешли тридцать его музыкантов? Эту цифру озвучил на состоявшейся за два дня до открытия сезона пресс-конференции генеральный продюсер РНО Сергей Марков (ранее в кулуарах говорили о сорока), тут же заверив присутствующих, что пришедшие на смену молодые музыканты ничуть не уступают ушедшим. Бодрые заверения, к которым присоединился и Михаил Плетнев, все же не убеждали до конца. Убедил концерт (организованный при поддержке Банка ВестЛБ Восток), лучше всяких слов свидетельствовавший о том, что оркестр — в прекрасной форме.

Первое отделение оставило двойственное впечатление, но к состоянию оркестра это отношения не имело. Речь идет исключительно о дирижерской интерпретации Второго концерта для фортепиано с оркестром Брамса, предложенной Михаилом Плетневым. Напротив, Елизавета Леонская убеждала безоговорочно. Даже не просто убеждала — восхищала. И дело тут не только в безупречном мастерстве высшей пробы, но еще более в сочетании глубины и тонкости интерпретации с не по-женски энергичной игрой. К сожалению, вся эта мощная энергетика брамсовского концерта была представлена только солирующим инструментом. Ритмический рисунок в оркестре казался подчас слишком уж зыбким, если не расплывчатым, и Брамс рисковал превратиться в некое подобие Рахманинова. В первых двух частях нередко возникало ощущение, что Леонская и оркестр играют немножко разную музыку. В третьей части (Andante) оно исчезло, потому что в этой тихой музыке у дирижера и солистки возникла совершенная гармония. Едины были они и в финале, исполнив его столь легко и ажурно, словно это концерт Моцарта. Во втором отделении на более близком ему материале дирижерский темперамент Плетнева проявился в полной мере. Восьмая симфония Дворжака прозвучала ярко и полнокровно, с буйством красок и гурманским смакованием музыкальных красот. Только иногда исчезала грань, отделяющая симфонию великого чеха от его же Славянских танцев.

Как явствует из пресс-релиза, на этот сезон запланированы (причем уже с конкретными числами и программами) выступления с РНО Владимира Юровского, Леонарда Слаткина, Пааво Берглунда, Мишеля Плассона, Александра Лазарева, Якова Крейцберга и других дирижеров. К сожалению, в этом списке отсутствует имя Кента Нагано, но он остается членом дирижерской коллегии РНО и в следующем сезоне планируется его новый приезд в Москву. У самого Михаила Плетнева заявлена еще только одна программа. На пресс-конференции Плетнев сетовал на то, что многие его планы как дирижера и художественного руководителя оркестра в настоящее время неосуществимы по причинам финансового характера. Остается надеяться, что обещанная с будущего года Министерством культуры финансовая поддержка РНО поможет им осуществиться.

В свою очередь, Сергей Марков говорил о том, что Международный дом музыки запрашивает за аренду гораздо более высокие цены, чем те, что были согласованы с предыдущим его руководством, и это ставит под угрозу проведение некоторых уже объявленных концертов. Выступления в БЗК также обходятся недешево, каждый раз вынуждая обращаться за помощью к спонсорам. В этой ситуации все большую актуальность приобретает вопрос о том, что оркестру такого класса необходимо иметь собственный зал. И такой зал, похоже, уже есть.

Некоторое время назад РНО взял в аренду здание пустующего кинотеатра на улице Гарибальди, близ метро «Новые Черемушки», превратив его в свою репетиционную базу и параллельно приступив к реконструкции. 7 сентября, в День города, состоялась презентация нового зала, получившего название «Оркестрион», который в дальнейшем должен превратиться в центр музыкальной культуры Юго-Западного округа Москвы. Здесь около пятисот мест. Стены и потолок облицованы специальными деревянными панелями, благодаря которым обеспечивается хорошая акустика. В ее достоинствах вполне убедили выступления Струнного квартета и Духового квинтета РНО, а также его дочерней детской хоровой студии «Волшебство музыки» под управлением Льва Конторовича. В нынешнем сезоне в «Оркестрионе» будут время от времени проводиться камерные концерты и открытые репетиции РНО. Составлен специальный абонемент для детей. Однако о полноценной эксплуатации новой площадки говорить пока рано: сначала надо довести до конца реконструкцию не только собственно концертного зала, но и всего здания. Ведь если нынешняя тенденция сохранится, то весьма вероятно, что через пару лет «Оркестрион» окажется единственным местом, где москвичи смогут услышать РНО.

Дмитрий Морозов

реклама

вам может быть интересно

Даёшь новое искусство! Классическая музыка