The Best of Minin

Новый CD Московского камерного хора

В Большом зале консерватории состоялся концерт-презентация СD «Русские голоса» Московского государственного академического камерного хора. Для коллектива под руководством Владимира Минина запись первого сольного диска, выпущенного на «Deutsche Grammophon», означает не только большую творческую удачу, но и несомненное признание со стороны мировой музыкальной индустрии. Впервые известным западным звукозаписывающим лейблом был проявлен интерес к русской и советской хоровой музыке a cappella, а европейскому слушателю представилась возможность оценить хоровые сочинения Мусоргского, Танеева, Прокофьева, Свиридова.

Хор Минина в полной мере заслужил честь познакомить зарубежную аудиторию с жемчужинами русского хорового искусства. Сочинения, впервые исполненные ансамблем и уже успевшие стать классикой (в том числе «Пушкинский венок» Свиридова), духовная и светская музыка композиторов XIX — XX столетий составляют основу репертуара Академического камерного хора, являются его «визитной карточкой» и уже на протяжении многих лет радуют завсегдатаев академических залов.

В концерте-презентации прозвучали произведения, исполнительской трактовкой которых хор может по праву гордиться (контент первого отделения был составлен в традициях сборников «The Best of»). Возрожденные для академической сцены опусы Танеева на стихи Якова Полонского, фрагменты концерта для хора «Пушкинский венок» Свиридова, части сложнейшей, а потому редко исполняемой другими коллективами хоровой симфонии-действа «Перезвоны» Гаврилина — все эти вещи преподносились публике мининским хором неоднократно и каждый раз с неизменным успехом. Аскетическая углубленность в Танееве, задорный артистизм солистов в гаврилинском опусе, прозрачная, как будто сплетенная из невесомых пушкинских строк, ткань свиридовской музыки хоть и воспринимались уже как нечто само собой разумеющееся, тем не менее не могли не вызывать восхищения.

Более интригующим стал выбор программы второго отделения: впервые Академический камерный хор взялся исполнить редко звучащие «Любовные песни» И. Брамса оp. 32 для смешанного хора и двух фортепиано. Ритмы венских вальсов, интонации венгерских, польских, немецких народных песен, изысканные в своей кажущейся незатейливости мелодии — все это привлекло бы внимание слушателя, изначально настроившегося на образы раннего романтизма. Но после глубоко прочувствованных русских хоров переход к иному мироощущению давался с трудом, причем не только публике, но и самим хористам. Вследствие этого «Песни» приобрели тяжеловесную философичность и академичность, несмотря на искреннее стремление исполнителей привнести в них живое дыхание беззаботной венской жизни.

К изначальному серьезно-духовному настрою хор вернулся в сочинении Малера «Я отторгнут миром» и завершил выступление «Ave Maria» Дж. Каччини в сопровождении органа и трубы. Впечатление от одухотворенной молитвы испортила явная «несыгранность» музыкантов: солистка Наталья Цыганова взяла собственный — более бодрый — темп, пытаясь «вытянуть» оказавшуюся сложной для нее вокальную партию. Неодновременные вступления хора и инструменталистов также создавали ощущение не слишком удачной импровизационности происходящего.

Нелогичность подобной концовки торжественного концерта-презентации ощутил и руководитель хора Владимир Минин, быстро исправивший положение: на бис публика услышала превосходно исполненную «Сороку-белобоку» Валерия Гаврилина.

Елена Чишковская

реклама

вам может быть интересно

Концертные вариации Классическая музыка