Может быть, это и ложное ощущение, но как-то уж слишком стремительно пролетают у нас важные музыкальные события. Не успеваешь внимательно следить, когда происходит значительное.
В какой-то степени так получилось с Московским международным фестивалем, посвященным памяти одного из корифеев скрипичного искусства ХХ века Олега Кагана. Со дня кончины потрясающего художника и духовно поразительно богатого и щедрого человека прошло 13 лет. Память о нем с благоговением хранят его близкие друзья, партнеры — крупнейшие деятели искусства, всегда окружавшие эту яркую личность, и многочисленные почитатели броского, сочного таланта, кстати, умевшего сохранять необычайную человеческую скромность.
Нынешний праздник в честь О.Кагана — четвертый. В перечне его организаторов и участников, как всегда по традиции, такие прославленные музыканты, как Наталия Гутман (художественный руководитель), Юрий Башмет, Элисо Вирсаладзе, Алексей Любимов. Ноябрь собирает их всех в Москве, потому что в ноябре — день его рождения.
Семь дней фестиваля — три симфонические программы и пять камерных — промелькнули стремительно. Одно возможно было констатировать сразу же: с первого дня открытия праздника в БЗК самая высокая планка художественного события была взята — сонатный вечер виолончелистки Наталии Гутман и пианистки Элисо Вирсаладзе. Известнейший ансамбль, многолетнее партнерство, нежная дружба; мне даже видится в них и внешнее сходство. Дуэт — вообще одна из самых тонких, «требовательных» форм совместного музицирования: взаимопонимание, абсолютное единство замысла, единение душ, полнейшее согласие и подчинение друг другу — неукоснительные законы его существования. Именно таков дуэт Гутман — Вирсаладзе: безраздельная вера, понимание, любовь. Когда-то, на заре юности, бородинцы скрепили свой квартет клятвой верности, подтвержденной в соответствующем документе четырьмя каплями крови каждого участника. А в этом ансамбле все подтверждено общностью духовной, и в том его сила. Держать в непрерывном восторженном напряжении и внимании большущий, заполненный слушателями зал на дуэтном вечере (к тому же еще сонатном) в двух отделениях — это ведь и в самом деле художественное чудо.
Три сонаты для виолончели и фортепиано — Бетховена, Рихарда Штрауса и Рахманинова — сочинения совсем разные по стилю, почерку, приемам письма, по исполнительской технике. Бетховенская «точность» в сочинении № 3 (опус 69) была прорисована с предельной четкостью и выпуклостью, особенно в скерцеобразной, изящной, остро акцентированной второй части. И затем — контраст по характерному для композитора-классика стилю письма — переход к углубленно-драматическим настроениям третьей.
Соната опус 6 ре мажор, раннее сочинение Рихарда Штрауса, представителя постромантического направления. Совсем иные особенности, подробности стиля. Дуэт сыграл эту музыку, без преувеличения, с ослепительным блеском. Неукротимо радостное, одухотворенное восприятие жизни, тонкость, высочайшее мастерство разработки красочного мелоса отличали его исполнительскую манеру.
Безусловно, огромный интерес представляла и Соната Рахманинова (соль минор, опус 18). Ее неповторимый самобытный мелос, сугубо рахманиновский, особенно в лирических разделах, эмоциональная страстность музыки, контрастное сопоставление двух образов — напряженно-взволнованного и лирически распевного, драматургическая кульминация сонаты в коротком Анданте прозвучали захватывающе.
И все же наиболее сильное и яркое впечатление произвело на меня исполнение Сонаты Штрауса: романтическая приподнятость тона, «романсовой» природы диалог фортепиано с виолончелью, в котором сочетались эпизоды, удивлявшие мелодической яркостью образов, игривой кокетливостью шутливой речи, и на смену им — суровые, строгие, почти трагедийно-траурные краски. Впечатление незабываемое.
Перед открытием фестиваля организаторы и участники провозгласили, что их собирает в Москву желание вернуть и удержать в памяти образ, который дорог им и всем, кому вообще дорога музыка. «Фестиваль и делает реальной его, Олега Кагана, «жизнь после жизни».
Мариам Игнатьева