Феллини: продолжим знакомство

Событием недели стала, кажется, уже третья за последние два года ретроспектива фильмов Федерико Феллини на канале «Культура», приуроченная на этот раз к 85-летию со дня рождения выдающегося итальянского режиссера. Открывает ее телепремьера «Дороги» («Культура», 20 января, 22.10. Италия, 1954) — пятого по счету фильма Феллини, дружно причисленного мировой критикой к вершинам киноискусства. Феллини удивительно проникновенно рассказал историю кочующих по итальянским селам цирковых артистов — злобного и грубого Дзампано (Энтони Куин) и его юной помощницы Джельсомины (Джульетта Мазина), в которой он видел лишь вещь.

А на следующий день смотрите снятую для телевидения «Репетицию оркестра» («Культура», 21 января, 22.45. Италия — Германия — Франция, 1978. В ролях: Балдуин Баас, Клара Колозимо, Дэвид Мозель, Рональдо Бонакки), которую сам Феллини назвал «фильмиком», подчеркивая, что сделал ее «между делом», с непрофессиональными актерами. Однако как критика, так и зрители восприняли ее как многослойную и глубокую притчу. А Франко Дзеффирелли, например, назвал «Репетицию оркестра» «последним великим фильмом, снятым в Италии».

Как телефильм, точнее — как одна из новелл в телесериале, который должны были снимать известные итальянские мастера, — задумывалась и мелодрама «Джинджер и Фред» («Культура», 22 января, 22.20. Италия — Франция, 1986). Но проект оказался слишком дорогим для телевидения, и тогда продюсеры предложили Феллини снимать не новеллу, а полнометражную ленту. Это история двух пожилых артистов — Амелии (Джульетта Мазина) и Пиппо (Марчелло Мастроянни). Когда-то они выступали с танцевальным номером «Джинджер и Фред», в котором подражали знаменитым американским танцовщикам Фреду Астеру и Джинджер Роджерс. Их связывала не только совместная работа, но и любовные отношения. Прошло много лет, они давно расстались. И вот однажды на одной из итальянских частных телестудий решили устроить ностальгическое шоу, участвовать в котором пригласили Амелию и Пиппо...

Завершает ретроспективу «И корабль плывет...» («Культура», 23 января, 22.10. Италия — Франция, 1983. В ролях: Фредди Джоунз, Барбара Джеффорд, Виктор Полетти, Элиза Майнарди) — символическая притча о «конце света», о «преждевременных похоронах» старого мира и его культуры в пучинах иллюзорного моря. Картина переносит нас в далекий 1914 год. Из Неаполя на островок Клио уходит огромный океанский корабль, чтобы развеять по ветру прах знаменитой оперной примадонны. На борту — коллеги усопшей, аристократы, бизнесмены, а в трюмах — сербские борцы за свободу, подобранные с потерпевшего кораблекрушение судна, и... носорог...

И если уж речь зашла о канале «Культура», стоит хотя бы коротко остановиться еще на нескольких давних фильмах, которые, с одной стороны, достаточно высокого уровня, с другой стороны, мало известны широкому зрителю. Психологическую драму «Я никогда не пел отцу» («Культура», 17 января, 20.35. США, 1970. Режиссер Гилберт Кейтс. В ролях: Мелвин Дуглас, Джин Хэкман, Дороти Стикни, Эстель Парсонс, Элизабет Хаббард, Лавледи Пауэлл) отличает превосходная актерская работа Мелвина Дугласа, удостоенная «Золотого глобуса». Это история вдовца, который живет в доме со старым отцом, считая это своим сыновним долгом. Сестра пытается уговорить его отдать отца в дом престарелых, а самому жениться... Хотя «Гамлет» («Культура», 18 января, 22.00. США, 1969. В ролях: Николас Вильямсон, Гордон Джексон, Энтони Хопкинс, Джуди Парфитт, Марк Дигнем, Мэриэнн Фэйтфулл) и не входит в число лучших фильмов выдающегося британского режиссера Тони Ричардсона — родоначальника «поэтического натурализма», одного из лидеров «рассерженных», английские критики назвали эту ленту одной из лучших экранизаций великой трагедии Уильяма Шекспира. И еще одна экранизация еще одного мэтра — Сидни Поллака. В «Бобби Дирфильде» («Культура», 19 января, 22.00. США, 1977. В ролях: Аль Пачино, Марта Келлер, Анни Дюпре) он попытался осовременить основные сюжетные линии романа Эриха Марии Ремарка «Жизнь взаймы». В его интерпретации высококлассный автогонщик Бобби Дирфильд (Аль Пачино) со своей подругой живет в Париже. Однажды он поехал в загородную клинику навестить друга и там познакомился с Лилиан и влюбился в нее. Узнав, что Бобби едет в Милан, она уговорила его взять ее с собой. Вскоре выяснилось, что она неизлечимо больна...

Из артхаусных картин в первую очередь стоит выделить «Сумрачного самурая» («Россия», 20 января, 0.15. Япония, 2003. Режиссер и соавтор сценария Ёдзи Ямада. В ролях: Хироки Санада, Рие Миядзава, Рен Осуги), номинированного в этом году на «Оскара» как лучший зарубежный фильм, удостоенного 12 наград Японской киноакадемии. Это первый самурайский фильм Ёдзи Ямады — живого классика японского кино (его режиссерский дебют состоялся 41 год назад), снявшего множество душещипательных драм. Речь в нем идет о скромном самурае низшего ранга и его семье, живших в эпоху смуты (середина XIX века). Однажды он с бамбуковым мечом расправился с авторитетным фехтовальщиком, и, когда об этом распространилась молва, глава самурайского клана повелел ему расквитаться со своим строптивым сувереном... После сенсационного «Центрального вокзала» (1998) многого ждали от бразильского режиссера Уолтера Саллеса. И он оправдал ожидания. «Последнее солнце» («Первый канал», 19 января, 2.50. Бразилия — Франция — Швейцария, 2001. В ролях: Родриго Санторо, Хосе Дюмон, Рита Ассемани) было удостоено премии Венецианского МКФ, номинаций на «Золотой глобус» и на премию Британской киноакадемии за лучший иностранный фильм. Действие происходит в апреле 1910 года на северо-востоке Бразилии. Две семьи уже много лет враждуют. После убийства старшего сына отец приказывает 20-летнему Тонио отомстить за смерть брата. Молодой человек знает, что он обязан выполнить его волю. Так велит закон чести. Но, встав на тропу войны, он сам становится мишенью. А значит, впереди его ждет неминуемая смерть... Но эта история лишь фон для поэтичной истории рождения любви Тонио и юной красавицы из бродячего цирка. «Свадьба в сезон дождей» («Первый канал», 21 января, 3.20. Индия — США — Франция — Италия, 2001. В ролях: Насируддин Шах, Лиллит Дьюбей), которую поставила Мира Наир («Камасутра», «Салям, Бомбей!»), — лауреат «Золотого Льва» МКФ в Венеции и ряда других наград. В этой многофигурной, музыкальной и красочно снятой композиции почти все время идет подготовка к шикарной свадьбе, на которую приглашена тьма гостей. Постепенно вырисовываются несколько ярких характеров — красавицы невесты, у которой роман с женатым мужчиной и которая выходит замуж за практически незнакомого программиста из Америки, жениха, отца, замученного предсвадебными заботами, устроителя свадьбы, в котором вдруг проснулась любовь...

Геннадий Белостоцкий

Тип
Раздел

реклама