|

Они начинают с Баха

Первый Московский конкурс юных органистов

Среди разнообразных музыкальных состязаний, ныне проводящихся по всей России, не затеряется Первый московский конкурс юных органистов. В начале февраля 17 молодых исполнителей состязались в стенах Академического музыкального училища при Московской консерватории, где более 40 лет назад в концертном зале был установлен орган известной немецкой фирмы «Зауэр». Хотя конкурс совпал с неожиданным всплеском интереса музыкальной общественности к органному искусству, событие это — вовсе не дань моде, а еще одна ступенька в кропотливой педагогической работе, которую более десяти лет ведет секция органа при методкабинете Комитета по культуре Москвы. Ведь действительно, мы устанавливаем органы не только затем, чтобы на них играли титулованные иностранные гастролеры. Искусство прославленных органистов Запада — лишь стимул к собственному росту, к воспитанию отечественной исполнительской школы игры на органе.

Участники состязались в трех возрастных группах — младшая от 10 до 12 лет, средняя — от 13 до 15 лет и старшая — от 16 до 18 лет. Они представляли как детские музыкальные школы (имени Баха, имени Ипполитова-Иванова и Шостаковича, старейшую Прокофьевскую школу), так и само училище при консерватории, где уже третий год ведется прием по специальности «орган». Судило юных органистов строгое жюри, куда вошли профессора Московской консерватории, концертирующие органисты Н.Гуреева-Ведерникова (председатель жюри), А.Семенов; представители методкабинета Е.Гудова и Т.Соннинская; от училища при Московской консерватории — Г.Семенова (руководитель органного класса) и Н.Солдатикова (заместитель директора училища). Не обошлось и без поддержки спонсора, в качестве которого фигурировала компания «Sterling-group».

Как известно, у органистов практически не существует «учебного» репертуара: они сразу начинают с шедевров Баха, Букстехуде, Куперена. Так что в младшей группе конкурсантов три 10-летние девчушки — Мария Кондакова, Мария Матвеева, Мона Рождественските — уже представили достаточно сложную программу, включавшую оригинальные органные сочинения Баха и композиторов второй половины XX века. Это, кстати, кредо организаторов состязания — во всех трех группах ребята обязательно исполняли современную музыку: Яначека, Мессиана, Лангле, Мийо, Янченко, Тищенко, Строганова. Также в требованиях конкурса были произведения старых мастеров, требующие знания тонкостей стилистики эпохи барокко и, с другой стороны, — романтика, диктующая иные исполнительские приемы. Быть в равной степени и романтиком, и аутентистом-барочником — задача, которую с успехом решили в средней группе Дарья Семенова (I премия) и Екатерина Долян (II премия), обе ученицы Ю.Михайловой.

Выступления конкурсантов старшей группы, в частности Адели Аскаровой (I премия) или Наталии Ужви (II премия) показали, что перед нами весьма зрелые и обладающие прекрасной технической подготовкой исполнители, которые достойно будут смотреться на любой престижной сцене. Победительницы, так же, как Елизавета Иванова (III премия), Анастасия Савельева и Ольга Персиц (дипломы), — воспитанницы Галины Семеновой, которая сумела подчеркнуть сильные стороны своих учениц, не ломая при этом их индивидуальности.

Так что нынешним руководителям концертных организаций, вероятно, стоит обратить внимание и на молодых органистов, составляя популярные ныне молодежные абонементы из «звезд XXI века». Кстати, многие из участников Первого органного являются и лауреатами международных конкурсов по фортепиано, что играет не последнюю роль для органного исполнительства.

В дальнейших планах — выход конкурса на всероссийский уровень, то есть возрождение утраченных традиций: ведь в 1970 — 80-х годах регулярно проходили всесоюзные прослушивания, отборы и конкурсы органистов, где встречались и обменивались опытом представители разных школ. Ну а среди ближайших событий — концерты в рамках Пятого Московского международного фестиваля, который, как всегда, состоится в марте в залах Московской консерватории.

Евгения Кривицкая

реклама