Премудрости романтизма

Из двух концертов Дмитрия Ситковецкого и Мишеля Дальберто в Московском международном доме музыки состоялся лишь один. 8 марта этот любопытный дуэт, объединивший весьма непохожих друг на друга музыкантов, намеревался выступить с многообещающей программой — сонатами Моцарта, Дебюсси, Прокофьева и Бетховена. Увы, Дмитрий Ситковецкий повредил руку и играть на скрипке не смог. Но мог дирижировать, что, собственно, и собирался делать через день. 10 марта он встал за пульт Госоркестра России: в первом отделении аккомпанировал Мишелю Дальберто в Первом концерта Брамса, а во втором провел «Фантастическую симфонию» Берлиоза. В итоге оба музыканта заставили сожалеть о несостоявшемся камерном вечере.

Иоганнес Брамс, как известно, не только сочинял симфонии, сонаты и интермеццо, но еще отменно играл на рояле, находя для себя в этом деле два главных удовольствия: чтобы было «страшно трудно и длинно». Учитывая эти спорные добродетели, нетрудно понять, почему фортепианные концерты Брамса уступают в популярности многим другим. Напомню, что Первый концерт к тому же — результат переработок: из сонаты для двух фортепиано — в симфонию, из симфонии — в концерт. Отсюда его некоторая клочковатость в добавление к многословности, мелодической и тембровой скромности и эмоциональной однородности. (Совсем иное дело — Второй концерт.) Вообще музыка Брамса особенно настойчиво требует истинно «своего» исполнителя. В числе лучших есть и дамы — Клара Вик и Элисо Вирсаладзе. Но Мишель Дальберто просто из другого теста.

Выбор музыки ему диктует, казалось бы, сама природа. Об этом говорит и его репертуар, из которого слушатели выбирают прежде всего французских импрессионистов (а раздатчики премий — концертные произведения Грига и Рихарда Штрауса). У Дальберто очень гибкие и легкие руки, подвижные пальцы. Не будучи от природы гигантом, он играет с малым весом (основная нагрузка идет на кисть и предплечье), вследствие чего каскады октав получаются неглубокими, стучащими. Эмоции он подает опосредованно, да и вообще представить этого рафинированного музыканта в милом молодому Брамсу «костюме Вертера» нелегко. Да, есть в его исполнении качества, близкие Брамсу-пианисту (если верить описаниям игры композитора), — благородство тона, пластичность и умеренность в выборе динамики и артикуляции. Но мощная музыка Первого концерта ему все же «великовата». Моментом истины стала блестяще (легко и серебристо) исполненная на бис «Ундина» Равеля.

Оркестр помогал концертанту по мере сил: звучал полновесно, но играл без искры, которую, впрочем, надлежало высечь дирижеру. Вдобавок для коллектива, избалованного лучшей площадкой (БЗК), Светлановский зал ММДМ пока еще остается тем Бермудским треугольником, в котором исчезает масса отрепетированных деталей. А при исполнении «Фантастической симфонии» Дмитрию Ситковецкому, который много лет сотрудничает с ГАСО и понятен оркестрантам, пришлось в который раз конкурировать перед лицом музыкантов и публики с самим худруком оркестра, Марком Горенштейном, которому программные произведения симфонистов-романтиков удаются особенно хорошо.

Симфония Берлиоза требует не только дирижерского мастерства, но и пристрастного психологического подхода, а то и отождествления себя с одурманенным героем. Если бы это получилось у маэстро Ситковецкого, он смог бы преподнести более убедительную концепцию. И тогда роскошная кульминация меди в первой части стала бы искомым воплощением «вулканической любви», игра на три восьмые — изящным вальсом, а пустые паузы в «Сцене в полях» — мучительно тянущимся ожиданием ответа. Так, и в «Шествии на казнь», и в «Шабаше» формальность возобладала над куражом, и музыка, лишившись инфернальности, стала пресной. Но совсем не задалась у маэстро любовь: медленные лирические эпизоды симфонии обдавали холодом, а своей заторможенностью вводили в ступор; лишь смена темпа и повышение эмоционального градуса музыки способствовали возобновлению движения. Похоже, действительно в наши дни говорить о любви языком музыки становится все труднее. Остается лишь тешиться романтической надеждой, что музыка романтиков еще не совсем обречена.

Татьяна Давыдова

Устали от поиска музыкальных новинок, последних хитов популярных исполнителей? Музыка на DriveMusic отличается большим разнообразием. Бесплатно и без регистрации слушайте треки любых жанров, стилей и направлений.

реклама

вам может быть интересно

Русский характер Классическая музыка