Зеркало для Золушки

Наша эстрада долгое время пребывала на положении Золушки в дружной и большой семье искусств. Дело даже не в том, что у нее не было своей Терпсихоры или Мельпомены: на Олимпе богов на всех не хватило. Но этот востребованный жанр почему-то прочно получил определение «легкого». Хотя по сложности и технической изощренности мало что может сравниться с эстрадными номерами.

Молодым сейчас трудно понять, что долгие годы специфика эстрады просто не принималась в расчет. Я хорошо помню свои мытарства как создателя скандально нашумевших «Ландышей». Впрочем, не я один страдал от обвинений в мелкотемье, пошлости, преклонении перед «прогнившей» западной культурой. Время все расставило по своим местам, а народ это сделал намного раньше.

Помню, кажется, в конце 80-х годов в газете «Советская культура» было опубликовано письмо за подписью известных деятелей нашей культуры, в котором как набат звучал призыв к созданию энциклопедии эстрады — книги, способной воссоздать историю жанра и его мастеров. Но тогда этот «набат» почему-то не был услышан.

И все же, видимо, Зевс на Олимпе осознал свою вину перед жанром, оставшимся без музы, и исправил эту оплошность с помощью научных сотрудников Государственного института искусствознания. В 2000 году, то есть к началу нового тысячелетия, наш жанр в качестве подарка получил фундаментальное издание «Эстрада России. XX век», вероятно, из осторожности робко обозначенное как «Лексикон».

Появление той книги подтвердило авторитет жанра, на равных принятого в семью «высоких искусств». Она устраняла дефицит информации об этом любимом и демократическом виде искусства, давала уважительные, развернутые характеристики его мастерам, в том числе и так называемым «совместителям» — крупнейшим артистам драмы, оперы, балета, создававшим концертные программы и номера для выступления на эстраде.

Не успели отзвучать фанфары в честь этого знаменательного события, как появилось новое, значительно дополненное и уточненное издание «Эстрады России. XX век», теперь уже по справедливости обозначенное как энциклопедия. В этот внушительный том, выпущенный издательством «ОЛМА-ПРЕСС» в сотовариществе с Государственным институтом искусствознания, вошло около тысячи статей. На широком историческом материале дано многообразие эстрадных жанров (музыкальных, речевых, танцевальных и др.), показана их эволюция. Обширно и всесторонне представлена музыкальная эстрада, которой мне довелось служить уже более полувека. Наряду с персоналиями — статьями о композиторах, поэтах-песенниках, актерах, певцах, музыкантах, звукорежиссерах — в книге даны содержательные обзорные статьи, посвященные песне, романсу, джазу, народной песне, року, эстрадно-симфоническим оркестрам и др. В новом издании впервые даются сведения о ряде забытых мастеров русской дореволюционной эстрады. Одновременно оно пополнилось именами молодых вокалистов и музыкальных коллективов, заявивших о себе в последние годы. Создатели энциклопедии постарались соблюсти баланс в отражении творческого поиска молодой эстрады и тех, кто ее начинал.

«Эстрада России» рассчитана на широкий круг читателей. Но прежде всего она является исторически точным, выверенным материалом для тех, кто сегодня занимается эстрадой, и для будущих историков жанра.

Статьи принадлежат перу разных авторов, их всех объединяют высокий профессионализм, хороший, понятный язык, уважительное отношение и к самому жанру, и к его мастерам. И я, как представитель старшего поколения эстрадных деятелей и человек, отдавший жанру свою жизнь и свои песни, рад, что Институт искусствознания так богат знающими эстраду специалистами и что результаты их труда вписали новую страницу в историю нашей культуры. Но ведь в любом деле есть кто-то, кто ведет «корабль». В работе над энциклопедией «капитаном» стала доктор искусствоведения, профессор Е.Д.Уварова — крупнейший специалист и историк жанра, автор многих книг об эстраде. Ей принадлежит руководство проектом «Эстрада России. XX век», она же является автором многих статей и ответственным редактором этого издания.

Наша эстрада может гордиться, ей компенсировали моральный долг, подарив за четыре года два издания энциклопедии.

«Эстрада России. XX век». М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2004.

Оскар Фельцман

Тип
Раздел

реклама

вам может быть интересно