Лучшие женщины — у «Настройщика»

«Ника» прошла в восемнадцатый раз

Национальную кинематографическую премию «Ника» вручали в восемнадцатый раз. По случаю 60-летия Великой Победы торжественную церемонию провели в Театре Российской Армии. На протяжении многих лет приходилось наблюдать разные церемонии «Ники», да и других премий. Эта удалась. Хорошее дизайнерское решение (именно дизайнерское) сцены, которую принято считать трудной по определению. Но Петер Штайн не зря именно эту площадку избрал для «Орестеи». Где еще такой прекрасный амфитеатр, спускающиеся ряды кресел. «Ника» задействовала гигантский сценический круг, что придало церемонии торжественность и масштаб.

«Вручанты», за редким исключением, были на высоте. Прекрасно прочитал текст Гришковца Михаил Ефремов. Он может с этим номером просто гастролировать, что, собственно, и сделал, поскольку «Ника» попросила исполнить на «бис» монолог, премьера которого состоялась на церемонии вручения премии кинооператоров «Белый квадрат». Ярко выступил Максим Галкин. Иной раз за всякого рода «Миллионерами» и прочими шоу забываешь о том, что он хороший артист разговорного жанра. На «Нике» он исполнил отличные сцены на тему дублирования зарубежных блокбастеров.

С ведущими церемонии всякий раз — проблемы. Поскольку у юных актрис не очень дело ладится, призвали опытную Любовь Полищук, выход которой блистательным, увы, не оказался. Главным распорядителем стал по традиции Юлий Гусман, был он в ударе, много шутил и позволял себе всякие штучки, которые в массе своей в телеверсию не входят, но придают происходящему дух КВН.

«Ника» — значит «Победа», и первую статуэтку крылатой богини вручили фронтовому оператору Семену Школьникову. Получая ее, он печально констатировал: осталось только пять операторов, прошедших войну, из них не все могут передвигаться. А было некогда в боевом братстве 258 человек, 200 остались в живых, пройдя войну.

Ударным моментом церемонии стало вручение «Ники» «За честь и достоинство» Нонне Мордюковой. Актриса в последнее время нигде не появлялась, нездоровье дает о себе знать. На сцену вынесли стул. Мордюкова шла еле-еле, вели ее под руку, осторожно, а в это время на экране ее молодые и полные сил героини кого-то били по физиономиям, стремительно куда-то бежали. Мордюкова, в очередной раз доказала, что она настоящая, большая актриса. Постепенно она словно бы ожила. Выслушав Николая Баскова, явившегося перед ней солдатом на тачанке с живой белой лошадью и соответственно под песню «Эх, тачанка», Мордюкова поднялась со стула, начала танцевать, спела удивительно «Сронила колечко» и все не могла наговориться. К актерам приходит какая-то неведомая сила, когда они на сцене, хвори проходят. Об этом читайте у Станиславского.

Несколько лет назад в Сочи на «Кинотавр» привезли Льва Кулиджанова, который к тому времени давно не выходил из дома. Семья режиссера долго совещалась, раздумывала, стоит ли идти на столь рискованный шаг, на авиаперелет. Но все же отважилась, чтобы дать возможность близкому человеку в последний раз вдохнуть сладкого кинематографического воздуха, фестивальной атмосферы, давно им забытой. Помню, как сидел Кулиджанов на стуле под жарким солнцем в аэропорту. Вылет задерживался, все были вымотаны, без сил, а он буквально светился от счастья. Так и Нонна Мордюкова встрепенулась в родной атмосфере, расцвела на глазах. Вспомнила, как это только она умеет, — непосредственно и весело — о том, как Виктор Черномырдин выделил ей трехкомнатную квартиру в один день. А она ничего не требовала, не научилась за всю жизнь: «Не просила я его, господи! А он позвонил Михалкову и велел в шесть дней доложить о жилищных условиях артистки Мордюковой. Никита Михалков — свойский парень. Все мне рассказал, как было. А щас я прижилась, а ведь не хотела паковаться! Давненько мы не виделись с Виктором Степановичем. Встретились как родные. Спасибо академии, которая сочла меня на данном этапе лучшей актрисой». Рассмешила всех и растрогала.

Потом на сцену выйдет Вахтанг Кикабидзе и скажет то, что, скорее всего, не следовало произносить, но о чем, возможно, многие подумали: что награды надо вручать вовремя, что «грустно было смотреть, когда вручали „Нику“, вы сами знаете кому». Но случай Кулиджанова не выходит из головы. Алла Демидова, получая «Нику», тоже говорила, что премии надо получать в молодости, тогда они больше радуют. Но у нее молодой не было в кино ничего равного тому, что она теперь сыграла у Муратовой. Так что у каждого свое время. Хотя и Демидова, и Мордюкова — мегазвезды, и не награды украшают их, а они — награды. То же относится и к Кире Муратовой.

Кира Георгиевна очень часто вызывает у людей какие-то опасения: дескать, сложный и непредсказуемый она человек. Действительно, сложный и яркий в своих проявлениях, но спросите у продюсера Сергея Члиянца, как ему с ней работалось на «Настройщике». Он вам расскажет, что легче, чем на «Бумере» с командой молодых. У Муратовой уже было две «Ники», но вот на экране дали ее лицо крупным планом в момент оглашения номинантов. Боже, что с ней происходило. Она волновалась ужасно, руки ее жили странной, нервной жизнью до тех пор, пока ее не назвали лауреаткой. Номинировали в любимой и фирменной муратовской номинации. Ей всегда дают что-нибудь за режиссуру, часто при этом не отмечая фильм в целом. Это еще одна наша наградная странность. Не хочется ее в сотый раз даже обсуждать. Муратова скажет, что «Настройщик» — фильм лечебный и лекарственный.

Призы разошлись так, как разошлись. Могли бы по-другому. У каждого члена академии свои предпочтения. Другое дело, что есть какие-то неискоренимые вещи. Бороться с ними невозможно. Ну не смотрят академики в массе своей фильмов коллег. Мало и редко ходят на специальные показы, которые всякий раз устраивает незадолго до голосования дирекция «Ники». Голосуют за имена, которые более всего на слуху. И если игровые картины еще в центре всеобщего внимания, то с документальным кино беда. В итоге голосование случайное, и новому и неизвестному человеку не пробиться. Не зря же после триумфа Звягинцева в Венеции говорили, когда бы не этот фестиваль, никто бы у нас на его «Возвращение» и внимания не обратил.

Взять хоть документальную номинацию, в которой победила картина Андрея Осипова «Страсти по Марине». Картину эту показывали и в Доме кино, и, по ТВ, да и сам Осипов — человек, в кинематографической среде известный. У него множество наград. Скажем, на кинофестиваль в Гатчину его даже побаиваются приглашать — опять все призы заберет. Нельзя же все время одному их выдавать. При всех достоинствах его картины обидно, что в тени осталась другая серьезная работа — «Мирная жизнь» Павла Костомарова и Антуана Каттена о чеченских беженцах, живущих в русской деревне, где наши мужики пьют и работать не хотят.

Гарри Бардин, получив уже четвертую «Нику», сказал даже, что испытывает неловкость в связи с этим. Человек он популярный и уважаемый в кинематографической среде, классик, каждая новая работа которого становится событием, и рядом с ним априори сложно состязаться хоть кому. Но с анимационной премией надо что-то делать. Нельзя загонять в одну номинацию маленькие мультфильмы и нарождающиеся теперь у нас анимационные полнометражные блокбастеры вроде «Алеши Поповича и Тугарина Змея». Слишком разные весовые категории, и сравнивать их между собой странно.

С фильмами стран СНГ и Балтии и вовсе беда. В лучшем случае люди слышали имена режиссеров. Серик Апрымов, к примеру, талантливейший казахский режиссер, что не помешало в буклете «Ники» разместить рядом с его фамилией чужую фотографию. Он и победил в итоге во многом в результате случайного голосования.

В сущности, в арсенале всех премий этого года, будь то «Золотой Орел», «Золотой Овен» или тот или иной фестиваль — одна колода карт. Тасуй как можешь. В силу вступает сугубо человеческий фактор. Состав жюри-то переменный. Картине В.Тодоровского «Мой сводный брат Франкенштейн» с «Никой» не очень повезло, отмечена лишь роль второго плана Сергея Гармаша. Фильм этот с успехом прошел на «Кинотавре», к примеру, а в апреле получил главный приз и приз за сценарий на Фестивале европейского кино в итальянском городе Лечче. К слову, картина К. Муратовой «Настройщик» только что получила «Золотую Лилию» — главный приз Международного кинофестиваля фильмов стран Центральной и Восточной Европы в немецком городе Висбадене плюс 10 тысяч евро — награду «Шкоды». И все это «за атмосферу и блестящую игру актеров, погружающую в очаровательный и забавный мир». Особого упоминания жюри там удостоена Рената Литвинова «не только за создание образа экстравагантной и соблазнительной женщины, но также за оригинальную актерскую манеру» в фильмах «Настройщик» и «Богиня». В «Настройщике» Литвинова номинировалась на «Нику», а «Богиня» и вовсе не вышла на финишную прямую, участвовала только на первом этапе голосования.

Пока еще «Ника» шутит над появлением коммерческих хитов, типа «Турецкого гамбита», который-де окупил все затраты в русско-турецкой войне. Как-то не очень удачно и компетентно склоняли «Ночной дозор» за компьютерную графику (что есть компьютерная графика и о доле рукотворности в ней могут хорошо рассказать аниматоры). Что будет через год, когда в одну шеренгу выстроятся «Бой с тенью», «Побег», «Статский советник» и прочая, неизвестно. То ли будут проигнорированы как класс, то ли и их придется оценивать по каким-то новым законам или, следуя Пушкину, по законам, ими самими поставленным.

С ролями первого и второго плана путаница продолжается. Одна премия рассматривает, допустим, роль Леонида Ярмольника как второплановую, а «Ника» — как главную. Нина Русланова в муратовском «Настройщике» прошла по разряду второго плана и получила «Нику». И это тоже вопрос, какая у нее роль. В спорных ситуациях учредители и распорядители премий обращаются непосредственно к съемочным группам, и уже те решают, в какую номинацию могут быть выдвинуты их актеры — то ли на первый план, то ли на второй. Но в данном случае, вне всех этих нюансов, победили действительно отличные артисты с отличными работами. Лучшей мужской ролью второго плана признана работа Сергея Гармаша в «Моем сводном брате Франкенштейне». Слава богу, а то весь позапрошлый год Гармаш только номинировался бесконечно, а призы получал Олег Янковский, его партнер по фильму Тодоровского «Любовник».

Леонид Ярмольник на этот раз вышел на первый план и соревновался с Богданом Ступкой, представленным сразу в двух лицах в одной номинации — «Водителем для Веры» и «Своими». В итоге Ступка победил не только Ярмольника, но и самого себя в «Водителе для Веры». Получая приз, он сказал о том, что все, что можно было забрать в России, забрал — «Серебряного Георгия» Московского кинофестиваля, «Золотого Овна» критиков, «Золотого Орла». Наконец-то досталась женщина по имени «Ника».

Из того, что осталось вне интереса академиков, жаль обойденное вниманием «Время жатвы» Марины Разбежкиной — настоящее открытие года и яркий дебют, прекрасную операторскую работу Ирины Уральской в этой картине. Всякий раз в тени оказываются фильмы «Удаленный доступ» Светланы Проскуриной и «Долгое прощание» Сергея Урсуляка, как мне кажется, недооцененные. «Игры мотыльков» Андрея Прошкина только «Кинотавр» отметил, да и то странным призом с поэтической формулировкой «И пораженья от победы ты сам не должен отличить», хотя это одна из лучших картин года. Жаль, что остался без наград Даниил Спиваковский, дебютировавший ролью Павлика в «Моем сводном брате...». Он весь год соревновался с Богданом Ступкой, представленным то в «Своих», то в «Водителе для Веры», и выдержать такое состязание никому не удалось бы. Хотя сам факт того, что дебютант оказался в одном ряду с выдающимся (безо всякого преувеличения) артистом — тоже многого стоит. Да и нынешнее «Открытие года» на «Нике» было очень сильным: М.Разбежкина с «Временем жатвы», А.Бабенко в «Водителе для Веры», П.Агуреева в «Долгом прощании», опять же Д.Спиваковский — тут, кто бы ни победил, не стыдно.

Лауреатам вручили ключи от отечественных автомобилей. Домой стали расходиться ближе к полуночи. А на следующий день академиков и лауреатов позвали на ужин в Центр Вооруженных сил (все в армейском духе). Вот интерьеры для съемок. Кажется, в этих стенах витает дух Сталина и СССР. Тут можно было по второму кругу посмотреть торжественную церемонию, а вернувшись домой, увидеть в третий раз и ее телеверсию.

Светлана Хохрякова

реклама