Эннио Морриконе: кина не будет

Эннио Морриконе

Тому, чтобы посетить этот концерт, организаторы — Фонд «Tap-Parade» — усматривали несколько причин. Причина первая. К нам приехал классик-современник, народами обожаемый, наградами отмеченный и реально действующий, замечательный итальянский композитор Эннио Морриконе. Великий создатель звучащего образа Дикого Запада, вдохновенный мелодист, написавший музыку более чем к 500 фильмам (точное число затрудняется назвать он сам). В общем, живая легенда. Об этом рассказывает и изданный по случаю неказистый по виду и содержанию буклетик.

Визит Морриконе — причина веская, но все же недостаточная, чтобы идти на концерт в Кремль. Звезду можно встретить, к примеру, в аэропорту и взять автограф, поставив галочку «видел живого Морриконе», а вечер провести дома с семьей, послушать диски. Не стоять в неискоренимой очереди в Александровском саду, не покупать билет. Если вы к тому же притязательны к качеству звука, то наверняка рассудите: «В Кремле может ли быть что доброе?» — и не ошибетесь. Саунд-чек прохлопываем, во время концерта подстраиваемся, да так и остаемся с жутким дисбалансом. Поразительно, как ловко можно превратить тембр английского рожка в голос доисторического монстра, и совершенно без повода.

Причина вторая. Многоуважаемый маэстро приехал, чтобы лично исполнять свою музыку за дирижерским пультом. В работу ему достался сводный хор (объединивший Академический большой хор под руководством Л. Ермаковой и камерный хор Российского телерадиоцентра под руководством Г. Шайдуловой) и оркестр Сергея Политикова, то бишь Российского телерадиоцентра. И это повод остаться дома. Тут даже такие профи, как Алексей Бруни, восседавший концертмейстером, не спасут. В легких жанрах мы на таком уровне, что только чудо может обеспечить исполнителю победу над записанным саундтреком. Российский оркестр (за редким исключением) и эстрадная музыка вообще суть вещи несовместные, а у Морриконе ритм-секция в партитуре и все время при деле. А тут ударник не владеет даже шейкером. Может, ради эпохального события стоило пригласить Оркестр кинематографии или гараняновскую «Мелодию», чтобы порадовать гостя «знанием темы»?

Причина третья. 76-летний мэтр, которому рассказали, как горячо любят его музыку россияне, подготовил для нас особую программу, назвав ее «Однажды в России». Сет-лист выстроил, как признался в одном интервью, «на основании пристрастий русской публики» и еще «чтобы были произведения, обладающие сильным пафосом». Очевидно, тот гражданин, кто знакомил синьора Морриконе с «пристрастиями русской публики», страшно далек от народа. Радость узнавания озаряла лица не так уж много раз. Судя по рейтингу популярных у нас рингтонов, начать надо было с «Убить Билла». Но, слава богу, маэстро не забыл о прославивших его вестернах («Хороший, плохой и злой» и другие), напомнил любимые темы из картин «Профессионал» (хит из хитов «Chi mai»), «Однажды в Америке», «Миссия» (в том числе «гобой Габриэля»), «Сицилийский клан», а также музыку из только что отгремевшей ленты Владимира Хотиненко «72 метра». Остальные композиции, а это примерно половина программы, нашему народу не знакомы — что из числа «сильнопафосных» (с хором и без), что из лирических. Впрочем, в них почти всегда узнаваем почерк композитора, непревзойденного производителя щемящей красоты и пугающей тревожности, но все же темы таковы, что стопроцентно опознать их может, наверное, один лишь автор.

Причина четвертая, цитирую: «Благодаря проекции на гигантские экраны, установленные на сцене Кремля, зрители смогут вновь пережить захватывающие мгновения с героями знаменитых фильмов и сериалов, в которых звучит музыка маэстро». Народ настроился на шоу, но не тут-то было. На сцене ГКД не было установлено ни одного экрана, даже крохотного. А фрагменты фильмов (нарезку фрагментов из 4 — 5 лент) все же проецировали — на задник, но до концерта и в антракте (а кто обещал иное?). Во время концерта публика наблюдала проекцию... лиц исполнителей и самого маэстро, что позволило редким профессионалам оценивать незамысловатую мануальную технику гостя. Остальным пришлось смириться с тем, что «кина не будет».

Выходит, существенных причин посетить концерт Эннио Морриконе в Кремле и не было. А ведь отличный композитор.

Татьяна Давыдова

реклама

вам может быть интересно