Ноу-хау Александра Лазарева

Как можно с уверенностью утверждать уже сейчас, по прошествии двух (из трех заявленных) концертов абонемент Дома музыки «Дирижирует Александр Лазарев» займет весомое место в рейтингах событий сезона. Если первый концерт был целиком отдан творчеству Рихарда Штрауса, то второй маэстро посвятил русской музыке, которая всегда была его коньком. В программе сошлись «Времена года» Глазунова и Четвертая симфония Прокофьева.

Для подобного соединения у маэстро имелось несколько оснований. Во-первых, Прокофьев учился у Глазунова, хоть потом пути композиторов заметно разошлись, и их стали воспринимать как музыкальных антиподов. А во-вторых, оба представленных сочинения связаны с балетом. «Времена года» являются балетной партитурой по определению, а Четвертая симфония написана во многом на основе прокофьевской же музыки балета «Блудный сын». Как говорил сам Лазарев, обращая внимание на симфонический характер сочинения Глазунова, представляющего собой тот же четырехчастный цикл, «Времена года» — это «симфония в балете», тогда как у Прокофьева, напротив, «балет, ставший симфонией».

На этот раз, развивая успешный опыт предыдущего концерта, Александр Николаевич предварял своими «преамбулами» уже оба отделения. В первом, посвященном «Временам года», он буквально засыпал зал юмористическими блестками, во втором был более серьезен, хотя и здесь также находилось место юмору. В обоих случаях свои комментарии маэстро иллюстрировал музыкальными примерами, что было весьма нелишним применительно к довольно редко звучащим сочинениям. А сами комментарии, помимо их самостоятельной и информативной ценности, становились (как и в прошлый раз с «Домашней симфонией») еще и отличным камертоном, настраивающим не только оркестр, но и публику.

Александр Глазунов превратился сегодня почти исключительно в автора одной «Раймонды». Симфоний его в наше время практически не услышишь — разве только на записях Евгения Светланова с ГАСО. Логично поэтому, что именно с ГАСО Лазарев решил вернуть из забвения музыку «Времен года», которую считает шедевром. Шедевр не шедевр, но то, что это и вправду музыка дивной красоты, маэстро доказал более чем убедительно, выжав из партитуры Глазунова, кажется, все. И ГАСО, задававший в светлановскую эпоху эталон исполнения русской музыки, под управлением Лазарева сыграл «Времена года» с истинным упоением и почти что прежним блеском.

Четвертую симфонию Прокофьева воодушевляемый Лазаревым ГАСО также в целом сыграл превосходно. Между прочим, именно этот коллектив играл пятьдесят лет назад российскую ее премьеру под управлением Геннадия Рождественского. Дирижерская интерпретация Лазарева, надо сказать, ничуть не уступает интерпретациям Рождественского и Гергиева. А его альянс с ГАСО оказался исключительно удачным.

В третьем концерте цикла Александр Лазарев представит в Доме музыки «Песнь о земле» Густава Малера. Однако в связи с внезапным отказом РНО первоначальная дата изменена: концерт состоится не 7 апреля, а 19 июня, и играть будет НФОР.

Дмитрий Морозов

реклама