Искупить вину: «Мюнхен» Стивена Спилберга

«Мюнхен» Стивена Спилберга

«Мюнхен» снят Стивеном Спилбергом на основе реальных событий. В 1972 году мир стал свидетелем того, как во время Олимпиады в Мюнхене 11 израильских спортсменов стали жертвами террористов, ворвавшихся в Олимпийскую деревню с автоматами Калашникова и ручными гранатами. «Мюнхен» выдвинут на соискание «Оскара» в пяти номинациях: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший монтаж», «Лучший саундтрек».

Произошедшее непосредственно на Олимпиаде в 1972 году показано в самом начале фильма, как предыстория последующих событий. Убиты члены израильской команды экстремистами группы «Черный сентябрь». Теперь молодой офицер израильской разведки Авнер, роль которого играет актер из Австралии Эрик Бана, выполняет в составе небольшой спецгруппы особо важное задание под кодовым названием «Гнев Господень», цель операции — поселить ужас в тех, кто угрожает Израилю. Ни тайная разведка Израиля, ни другие властные структуры так и не признали существования подобных боевых групп. В задачу отряда Авнера входит убийство 11 человек, причастных к мюнхенской трагедии. Работать предстоит в Риме, Париже, Афинах и ряде других стран, где, уничтожая действительно причастных к трагедии людей, придется убивать и невинных. Сейчас, конечно, поражает допотопность тех методов работы. Одно только изготовление взрывных устройств чего стоит, какая-то доморощенная артель.

Спилберг, пожалуй, снял действительно лучший свой фильм за последние годы, в которые он не баловал нас шедеврами. «Мюнхен» — во всех смыслах большое кино, с размахом, с огромными мощностями, где даже в крохотных ролях сочли для себя возможным сниматься отличные и известные актеры вроде Валерии Бруни-Тедески. Всего же в картине задействовано более 200 актеров разных национальностей (искали свежие лица по миру — от Алжира до Японии). В «Мюнхене» есть и два русскоговорящих персонажа — представители КГБ, один из них будет убит. Перед оператором Янушем Камински стояла непростая задача. Каждое из убийств, а их здесь множество, должно было быть снято в уникальной манере, поскольку Спилберг стремился показать, как каждое новое покушение меняет людей, совершающих убийство, и отношения внутри небольшого коллектива. Съемки происходили в основном в Венгрии (снимали североевропейские города) и на Мальте (средиземноморские и ближневосточные страны — Израиль, Ливан, Кипр, Грецию, Италию, Палестину, Испанию — обустроили там).

Ответил ли Спилберг на все вопросы своим фильмом? Пожалуй, нет. У палестинцев — своя правда, у израильтян — своя. Каждый из них чего-то лишен и, возможно, никогда не поймет противника. Вырастают целые поколения, для которых жизнь в запутавшемся окончательно мире — неизбежность. Круг замыкается: кровь за кровь, месть за месть. И все это меняет психологию человека, делает его заложником ситуации и идеологии. Картина снята по книге канадского журналиста Джорджа Джонаса «Возмездие», над сценарием по которой трудилась целая группа известных людей.

В ряду фильмов на тему терроризма, снятых в последние годы, «Мюнхен», конечно, займет особое место своим небывалым размахом, хотя поведать миру о том, как какие-нибудь простые палестинские парни из автосервиса пополняют ряды смертников и террористов, можно и не менее эффективно в более камерном пространстве. В «Мюнхене» куда важнее политический и публицистический пафос, нежели художественные откровения, как и то, насколько правдива рассказанная история.

Светлана Хохрякова

реклама