Берлинский лебедь

Полина Семионова станцевала в Большом театре

Полина Семионова

Полина Семионова приезжала в Москву станцевать «Лебединое озеро» как приглашенная западная звезда. Уже не интересно вспоминать, что когда-то Полина была наша, то есть выпускалась МГАХ и могла оказаться в Большом или Мариинском театре. Или что пять лет назад она завоевала золото на московском конкурсе, и ей, казалось, была уготована блестящая карьера в Москве.

Молодая балерина знала, что делает, когда отказалась от предложения поступить в кордебалет Большого и пуститься в тяжкое плаванье за заветными партиями, подобно другим золотым лауреаткам. У нее в кармане лежал контракт прима-балерины в берлинскую Штаатсопер и заманчивое предложение составить пару самому интенданту балета Берлина Владимиру Малахову. А где Малахов — там Америка, Вена, Лондон, Япония и та же Москва. Так что разговоры о том, что девочка эта наша или почти наша, — беспочвенные. Она привезла в Москву Одетту — Одиллию западного образца, без московского и вообще русского привкуса. Оттого и в театре на нее косо посмотрели, злобно зашептались, в общем, не приняли. Только чуткая Людмила Семеняка, которая сама в свое время любила уходить от затертых временем приемов, тихо проговорила, что у Светланы Захаровой может появиться достойная соперница. Ей, как педагогу, будет интересно придумывать новые ходы для Светланы, которой и самой близок дух соревнования, и только в борьбе она приходит к совершенству. Но такая реакция — лишь эпизод в море презрения и зависти, которые незримо ощущались за спиной у Семионовой.

Трудно нашим эмигранткам приходится на Западе без педагогов, а в Берлине, где своей школы толком нет, это особенно ощущается. Вся надежда на память тела, интуицию и чувство сцены. Память тела на «Лебединое» у Полины велика, ведь коньком класса Софьи Головкиной, откуда она выпускалась, было как раз подготовить учениц к главной роли — Одетты — Одиллии. И на конкурсе она показывала все то же «Лебединое». Но это не считается, кроме железной пальцевой техники и порядка поз такая школа ничего не дает в понимании роли.

За четыре года на Западе Семионова научилась более важным вещам — владению собой в любой ситуации (давно я не видела, чтобы балерина с таким достоинством реагировала на промахи партнера — он срывает ей поддержку, а она (Одиллия) только рукой по-королевски повела и глазами сверкнула, мол, «ну что же ты») и ее сценическому совсем недетскому шарму. Зал очень бурно реагировал на «незнакомку», словно впервые поняли, что «Лебединое озеро» в Большом театре — это не блестящий парад невест или набор хитов вроде танца маленьких лебедей, а настоящая история заколдованной девушки, которая является зрителю в разных ипостасях. Это отдельная тема у Семионовой, что она в белой картине, в Одетте, предвосхитила свое появление на балу, в роли черной Одиллии. Ее Одетта попусту не трепетала, но скорее негодовала на колдовство, которое сковало ее существо, лишило человеческого общества и возможности обычной любви и тепла. В этом праведном гневе она была прекрасна и легко очаровала Принца. Поэтому в Черном лебеде он немедленно признал Одетту, тут любой бы ошибся! Сильное впечатление произвела.

И нельзя сказать, что Полина блеснула какой-то чудо-техникой, хотя проблем у нее не возникло, или поразила певучими линиями — тоже нет, ее форму скорее можно назвать спортивной (эффект слегка перекачанных мышц наблюдается у многих западных балерин из-за участия во всяких авангардных постановках, а Семионова уже станцевала и Бежара, и Уве Шольца и др.). Она сумела выстроить роль, отыграла по-своему все эпизоды, не пробросила ни одной побочной линии, где-то процитировала Наталью Макарову, которая никогда не забывала напоминать, что на сцене царит не просто танцовщица, но красивая и желанная женщина. Таких Одетт в Большом, увы, нет. А хотелось бы заполучить, хотя бы на несколько спектаклей в год. Сразу и о «Баядерке», и о «Спящей» ее подумалось, так как ни Никии, ни Авроры интересной в театре нет и не предвидится. И высокие гонорары, которые, как рассказывают, запрашивает молодая балерина, она честно отрабатывает, что не всегда скажешь про ее коллег в Большом. Так что стоит заплатить.

Тип
Раздел
Театры и фестивали
Персоналии
Автор

реклама

вам может быть интересно

Двенадцать дирижёров Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»


смотрите также

Реклама