Ложка дёгтя

Майя Шварцман, 11.05.2012 в 11:26

Симфонический оркестр Фландрии / Symfonieorkest Vlaanderen

«Испания!» — так называется новая программа Симфонического оркестра Фландрии. Дирижирует программой англичанин Ян Латам-Кёниг, знакомый российским слушателям своей постановкой «Лоэнгрина» в «Новой опере» в Москве и с недавних пор главный дирижёр этого театра. Солист вечера – бельгийский пианист Ян Мехилс.

В первом отделении исполняется «Выход ночной стражи в Мадриде» Боккерини и сюита для фортепиано с оркестром «Ночи в садах Испании» де Фальи. О втором отделении – немного позже.

Очаровательная в своей непосредственности и живописности музыка «Ночной стражи» – это струнный квинтет Боккерини, оркестрованный Л. Берио в 1975 году. Незамысловатая по гармониям и удивительно ясная по замыслу пьеса на одном только crescendo и diminuendo даёт увидеть выход и последующее удаление отряда латников при полном параде. Блеск кирас почти воочию обрисован флейтой-пикколо. А уж о бенефисе ударных и говорить нечего.

Пианист Ян Мехилс, довольно регулярно выступающий с этим оркестром, играет сюиту де Фальи фантастично, каждая нота в импрессионистических пассажах ясно артикулирована, всё выстроено и сыграно в прекрасном балансе с оркестром и создаёт замечательное впечатление. Публика приняла с буквально детской радостью прелесть первого произведения и долго благодарила за второе.

О втором отделении концерта рассказать в мажорных тонах не удастся.

Современный, ныне здравствующий и вышедший на сцену за своей порцией аплодисментов композитор Бодуэн Кокс представил на суд публики Концерт для фортепиано с оркестром. Солист и оркестр те же, дирижер всё так же точен, ясен и эмоционален, впечатление – мрачное.

Слушая это произведение, невольно вспоминаешь модную в середине двадцатого века тему в фантастике о бунте машин и победе механизмов над человеком. На самом деле человека побеждает человеческое тщеславие. Двадцатисемиминутный Концерт Кокса – не что иное, как компьютерная программа, со всемозможными «одиннадцатиолями» и «тринадцатиолями» по четвертьтонам, которые нужно на добавочный счет на семь уложить на дикой скорости в четырехударный размер. При этом первый пюпитр струнных должен пропустить 1-ю, 6-ю, 9-ю, 13-ю и, скажем, 24-ю и 26-ю ноту в этом пассаже, а 3-ю, 9-ю и 19-ю сыграть pizzicato, а 4-ю и 23-ю сыграть arco, – что физически трудновыполнимо, а главное, к музыке, получаемой при этом, не имеет никакого отношения. Следующий пюпитр должен так же пропустить другие ноты (список прилагается), а ущипнуть соответственно, пошагово следующие... и т.д. – смотри список заданий первого пюпитра. И так страницами.

Результат алгоритма компьютерной задачи налицо, пропуски, щипки и тычки по пультам – тоже, а что получается в итоге? Пианист то шлепает ладонями по клавишам, то перебирает их меланхолично... эффект при этом такой, как если бы кошка прошлась по клавиатуре. Валторнисты шумно дышат в мундштуки. Разве это ново? Результат: утомительный шум и какофония без малейшего отдыха хоть на двух консонантных нотках, но затем автор гордо выходит кланяться. Что это, как не победа машин, совершенная человеческими руками? Компьютер Кокса тщеславием не страдает и на сцену не стремится. Публика аплодирует мужеству музыкантов. К тому же как-то не совсем ясно, при чем тут Испания. И чем она так насолила Коксу.

После всего этого, когда оркестранты могут вынырнуть из нот, куда они ушли по плечи, взмокнув от напряженного счёта, и просто распрямить спины, сюита Бизе из «Кармен» звучит просто как подарок. Какие волшебные звуки – вступление к третьему акту «В горах», какой дивный фагот в «Драгуне из Алькала», какой прекрасный, пусть и до судорог знакомый «Тореадор». Просто кислородная подушка после безвоздушного пространства предыдущего «композитора».

Меня удивляет не то, что с такими вещами давно принято запросто выходить на публику. В конце концов, люди в зале смирятся, послушают и с облегчением забудут, тем более, они всё простили после Бизе. Удивительно то, что творцы предлагают такие тексты профессионалам – исполнителям, которым предстоить это не потерпеть разок, выслушав, а анализировать, разучивать и неоднократно играть. На что рассчитывают авторы, предлагая такие опусы «своим», которые яснее ясного видят, что король гол? Совершенно непонятно.

реклама

вам может быть интересно

Трагедия Николая Корндорфа Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Ян Латам-Кёниг

Коллективы

Симфонический оркестр Фландрии

просмотры: 3245



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть