Смотрите «Россию»

И вновь «битва титанов» заставляет нас выбирать: в пятницу и в воскресенье в прайм-тайм встретились по две телепремьеры свежих отечественных фильмов, два из которых заслуживают самого пристального внимания. Прежде всего это фильм-победитель прошлогоднего Московского международного кинофестиваля «Космос как предчувствие» («Россия», 14 апреля, 22.50. Россия, 2005. В ролях: Евгений Миронов, Евгений Цыганов, Ирина Пегова, Елена Лядова, Мария Кузнецова). Критики восприняли эту ленту неоднозначно: одни восторженно, другие прохладно. Но все сошлись в том, что фильм, безусловно, талантлив. Да иначе и быть не могло: ведь его создавали талантливые и ответственные люди. Режиссер Алексей Учитель может делать кино более удачно или менее удачно, но всегда это оригинально и интересно, халтурить он не может по определению. Сценарий написал также талантливый и уважаемый Александр Миндадзе, многие годы творивший в тандеме с Вадимом Абдрашитовым. Юрий Клименко — один из самых «живописных» российских операторов, а Кирилл Василенко — один из лучших звукорежиссеров. Художник Вера Зелинская много и плодотворно работала с Александром Сокуровым. Музыку написал Леонид Десятников, который не нуждается в представлении. Не могут не привлечь к себе внимание актеры. Блистательных учеников Петра Наумовича Фоменко Евгения Цыганова и Ирину Пегову режиссер привел из своей же «Прогулки», — за прошедшие два года они выросли и созрели. Елена Лядова в кино новичок, но и она прошла университеты у больших мастеров — Генриетты Яновской и Камы Гинкаса. А компанию им составил Евгений Миронов — суперзвезда по российским меркам. Любопытно, что Миронов играет роль цветущего и восторженно-жизнерадостного юноши-повара, а Цыганов, который моложе его на добрых полтора десятка лет, представляет довольно-таки взрослого человека. Однажды они встретились в северном приморском городе, и Конек, герой Миронова, почувствовал необъяснимое влечение к таинственному незнакомцу, который непрестанно менял облик: то он боксер, то пловец-морж, то вроде бы шпион (он так же внезапно исчезает, как и появляется вновь в жизни Конька и его близких). Конек влюблен в красавицу официантку (Ирина Пегова), у которой есть сестра (Елена Лядова), также красавица. Все вместе они образуют любовный четырехугольник с размытыми очертаниями. Действие развивается где-то в конце 50-х годов, когда набирала обороты хрущевская «оттепель» и слово «космос» — после запуска первого искусственного спутника Земли — буквально ворвалось в каждую советскую семью... Эта история насыщена намеками, недомолвками и загадками, соткана из полутонов, что призвано работать на то самое «предчувствие космоса», давшее название фильму, и очень жаль, что в финале загадка исчезла и столь тщательно выстроенная смысловая конструкция вдруг рухнула. Пожалуй, это единственный недостаток фильма. Но очень существенный.

На «Космос как предчувствие» «наезжают» «Первые на Луне» («Первый канал», 14 апреля, 22.50. Россия, 2005). Рискну посоветовать читателям «Культуры» не переключать свой телевизор: фильм Алексея Учителя мощнее и ярче. И это при том, что сенсационный успех на Венецианском фестивале (премия «За лучший документальный фильм» в конкурсной программе «Горизонты»), призы Гильдии киноведов и кинокритиков и «За лучший дебют» на фестивале «Кинотавр» не могут не привлечь внимание к картине молодого екатеринбургского режиссера Алексея Федорченко. Однако далеко не все получат от нее удовольствие. Это кино необычное, экспериментальное, безусловно, талантливое, но отнюдь не зрительское. Начинается оно как обыкновенный научно-популярный фильм об истории ракетостроения, а затем вдруг преображается в фильм-расследование — оказывается, еще до войны в СССР была запущена тщательнейшим образом засекреченная космическая программа, венцом которой стал полет на Луну в 1938 году. Съемочная группа якобы побывала в Чили, где якобы были обнаружены останки советского космического корабля, в Полинезии, Монголии, ЮАР, архив ФСБ (бывший киноархив НКВД) будто бы предоставил материалы секретных съемок спецслужб. Режиссер в содружестве с оператором Анатолием Лесниковым и художниками-постановщиками Николаем Павловым и Валерием Лукиновым настолько скрупулезно имитирует хронику и архивные киноматериалы, что создается почти полная иллюзия того, что и в самом деле все это было. Но это не только имитация, не просто стеб. «Мы не разыгрываем и не обманываем зрителя, — говорит режиссер, — это ни в коем случае не розыгрыш. Может быть, документальная фантастика. Наш фильм о том, как государственная машина катком прокатывается по судьбам многих людей». Авторы картины оригинальнейшим образом предлагают нам осмыслить советское прошлое со всеми его мифами и расстаться с ним. Кто-то осмыслит, кто-то (люди из мира кино) будут восхищаться изобретательностью, фантазией, профессионализмом и талантом Федорченко и его команды. Но большинству зрителей фильм, скорее всего, покажется просто скучным, и они по-своему будут правы. Бесконечный (и это в 75-минутном фильме!) поток интервью с теми, кто так или иначе причастен к измышленной авторами советской космической программе, и якобы архивных кадров утомляет и усыпляет.

И в воскресном противостоянии я бы отдал предпочтение каналу «Россия». Его непримиримый конкурент позиционирует «лирическую комедию с элементами ненаучной фантастики» «Знаки любви» («Первый канал», 16 апреля, 21.45. Россия, 2006) как «фильм недели». И совершенно непонятно, на каком основании. В нем нет звезд, если не считать исполнителя главной роли Максима Суханова. Его поставил новичок в кинорежиссуре Владимир Мирзоев, известный как театральный режиссер. Расчет, наверное, делался на игривое название. И на модную ныне тему колдовства. Анна Рулевская, печатающаяся в «глянцевых» журналах, у которых, как известно, специфический читатель, придумала диковинную, вычурную историю о том, как опытный маг (Юрий Шлыков), фея (Татьяна Лютаева) и начинающая ведьма (Зоя Кайдановская), составляющие банальный любовный треугольник, попытались решить свою проблему с помощью колдовства. Во время спиритического сеанса на связь с ними выходит дух итальянского авантюриста Джакомо Казановы, и этот дух поселяют в тело бандитского авторитета Яши Слона, пребывающего в коматозном состоянии. Так средневековый Казанова с лицом Максима Суханова появился в современной Москве и... стал соблазнять всех без разбору столичных красоток. Все это изысканно снято, что совершенно не соответствует ни самой истории, ни тому, как она рассказана. Суханов вроде бы хорошо играет — все-таки замечательный актер, но играет в театральной манере, то и дело «заигрывает» со зрителем, что имеет место быть в театральном зале, но абсолютно неуместно в художественном кино. С одной стороны, режиссер вроде бы пытается подстроиться под массового зрителя, удовлетворить его вкусы, а с другой стороны, иронизирует над ним и даже издевается, упаковывая все действо в эстетские одежки. Представляя на премьере съемочную группу, он сказал: «Наша картина — просто сказка для взрослых. Расслабьтесь...»

Рядом со «Знаками любви» молодежный триллер «Последний уик-энд» («Россия», 16 апреля, 21.25. Россия, 2005. В ролях: Иван Стебунов, Татьяна Арнтгольц, Артем Семакин, Илья Соколовский, Гоша Куценко) выглядит как блокбастер. Четверка друзей оказалась в критической ситуации. По воле случая погиб их товарищ — сын очень крутого мафиози (Куценко) по кличке Бешеный. Им грозят всяческие беды, если Бешеный узнает, что сын был с ними, — сразу заподозрит, что они причастны к его гибели. И тогда они решили избавиться от трупа и отправились из Москвы на Волгу, где одиноко расположена дача девушки из их компании. Рассказ об их поездке, в ходе которой возникают всякие непредвиденные ситуации, чередуется с короткими «наплывами» о предшествующих событиях. По своей структуре и несколько по содержанию картина напоминает нашумевший «Бумер», и снята она, пожалуй, не менее талантливо. Молодой режиссер Павел Санаев попытался выйти за рамки триллера. Значительное место в картине занимает линия романтической любви главного героя (мы видим происходящее как бы его глазами). Помимо основной сюжетной линии, возникают короткие побочные: а что произошло бы, поступи герой в той или иной критической ситуации по-другому? И зрителю становится не совсем ясно, что же произошло на самом деле. Как отмечал режиссер, это фильм о дороге с множеством перекрестков. Мы никогда не узнаем, что могло бы произойти, если бы мы свернули на одном из них. Но мы пошли намеченным путем, и он привел нас к катастрофе. Как порой хочется вернуться назад и исправить происшедшее... Все это интересно по замыслу, но не совсем убедительно воплощено на экране. Молодые актеры в целом справились со своими задачами, но в ряде эпизодов отчаянно фальшивят.

«Культура» повторяет ретроспективу фильмов выдающегося мастера французского и мирового кино Рене Клера (1898 — 1981), которая прошла в октябре прошлого года. Так что если кто-то что-то из нее не смог посмотреть или захочет пересмотреть... Ее открывает первая работа Клера-режиссера — фантастическая комедия «Париж уснул» («Культура», 10 апреля, 11.00. Франция, 1923). Действие происходит в уснувшем Париже, отравленном неким экспериментальным газом. И лишь несколько чудом неуснувших героев путешествуют между застывшими жителями города, животными и транспортом. На подобных сказочно-фантастических сюжетах будут построены и некоторые другие фильмы Рене Клера. 10-минутный фильм-эссе «Антракт» («Культура», 10 апреля, 11.00. Франция, 1924) предлагает зрителю попасть в мир странных, сюрреалистических образов. Комедия-памфлет «Последний миллиардер» («Культура», 13 апреля, 11.00. Франция, 1934), отмеченная премией Международного кинофестиваля в Москве, достойно представляет сатирическое направление в творчестве Рене Клера. Совершенно в ином ключе — ностальгически поэтичном — сделана комедия о ранних годах кинематографа «Молчание — золото» («Культура», 11 апреля, 11.00. Франция, 1947). Картина переносит нас в Париж начала прошлого века. Ее герой — кинорежиссер и продюсер Эмиль Клеман, несмотря на солидный возраст, мужчина вполне импозантный, у него репутация покорителя женских сердец. Однажды на пороге своего дома он увидел прехорошенькую девушку с чемоданами. Оказалось, Мадлен — дочь старого друга Клемана, актера варьете. Она приехала к отцу из провинции, а тот уехал в турне по Франции. Клеман приютил девушку, стал снимать ее в своих фильмах, благо она оказалась очень способной, и влюбился... Еще одна комедия — «Ночные красавицы» («Культура», 12 апреля, 11.00. Франция — Италия, 1952) — стала одной из вершин творчества режиссера Рене Клера и актера Жерара Филипа, который играет молодого, симпатичного, мечтательного и совершенно неприспособленного к жизни композитора, вынужденного зарабатывать на хлеб уроками детям. Музыка, которую он сочиняет, диссонирует со звуками современной жизни, они мешают ему сосредоточиться. Он сетует, что родился в эту эпоху. И вот сны переносят его в разные эпохи. Клод видит себя в своих грезах успешным композитором, чья опера готовится к постановке, самые прекрасные женщины влюблены в него. Наконец он так увлекается сновидениями, что старается свести к минимуму свое пребывание в реальной действительности...

Геннадий Белостоцкий

реклама