Центру оперного пения Галины Вишневской — 10 лет!
Первый юбилей Центра оперного пения Галины Вишневской решили отметить не привычным в подобных случаях гала-концертом, а театрально-оперным действом, составленным из фрагментов оперных постановок, осуществленных за эти десять лет. Оно и понятно: в оперном доме должна царить опера, тем более в день такого прекрасного юбилея! Сказано — сделано, поэтому оркестр Центра оперного пения и его дирижер Ярослав Ткаленко заняли свое место в оркестровой яме, а сцена была предоставлена в распоряжение артистов — как нынешних студентов, так и выпускников разных лет, многие из которых, не теряя связь с Центром, продолжают оставаться его солистами. Безусловно, приглашение выступить на юбилейном вечере для каждого исполнителя стало огромной честью, ведь со сцены Центра оперного пения им было доверено принести музыкальные поздравления своей alma mater…
Скорее всего, так совпало случайно, но
за десять лет существования Центра оперного пения Галины Вишневской на его учебной сцене было поставлено ровно десять оперных спектаклей,
в числе которых — «Руслан и Людмила» Глинки, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Фауст» Гуно, «Иоланта» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Риголетто» Верди, «Кармен» Бизе, «Вампука» Эренберга, «Женитьба и другие ужасы» (ревю по произведениям Гоголя к 200-летию со дня его рождения, включившее в себя «Женитьбу» Мусоргского и концертно-оперный дивертисмент на музыку разных композиторов). Наконец, последняя премьера в этих стенах — «Борис Годунов» Мусоргского.
В вечер же юбилея театрализацией не была охвачена только постановка «Руслана и Людмилы» — первая из премьер, увидевшая свет на этой сцене. Поскольку десять лет назад с названной оперы Глинки всё и начиналось, то увертюру к ней, прозвучавшую в начале вечера, по отношению к юбилейному театрализованному действу вполне можно считать символическим музыкальным прологом.
Режиссер-постановщик праздничного вечера Иван Поповски из фрагментов девяти постановок скомпоновал достаточно бесшовную нон-стоп композицию в двух отделениях.
Проблема смены декораций легко и изящно была решена им как за счет мгновенного переключения видеопроекционных задников, так и за счет чередования использования «действенного пространства»: либо всей глубины сцены, либо авансцены. «Движение» же вспомогательного сценического реквизита в процессе смены оперных произведений и картин осуществлялось либо самими артистами, либо предусмотренными для этого статистами, связующими действие. Словом, коллизии и музыкальные характеры представленной композиции плавно сменяли друг друга, хотя ничего общего у них, естественно, не было и быть не могло: литературные сюжеты, музыкальные стили и языки исполнения — это, как известно, всегда уникальные большие «вселенные».
Совершенно естественно, что подавляющая часть представленных оперных фрагментов (ровно две трети) была музыкой русских композиторов и лишь одна треть апеллировала к великим образцам французской и итальянской оперных школ.
Вот что говорит сама Галина Вишневская:
«Я — русская женщина, русская певица, и считаю своим долгом передать именно русским оперным певцам то, что я знаю, то, чему меня научили мои незабвенные учителя. Это моя земля, мой народ».
В этих емких словах и заключена квинтэссенция предназначения Центра оперного пения. Выступив инициатором его создания и убедив московские власти в необходимости существования подобного музыкального института, вот уже десять лет Галина Вишневская является его художественным руководителем. Десять лет для вечности всего лишь песчинка в мироздании, но для творческого коллектива десять лет — срок вполне осязаемый, когда можно оглянуться назад и подвести первые итоги…
Но, впрочем, деятельность Центра оперного пения всегда на виду: спектакли, концерты, гастроли, совместные проекты с аналогичными профильными институтами за рубежом, международное сотрудничество, организация мастер-классов и фестивальных мероприятий. Юбилейный же вечер, состоявшийся 2 октября, впечатляюще перелистал страницы именно оперно-постановочной летописи.
Как и обычно, музыкальные питомцы Галины Вишневской демонстрировали приобретенное ими вокально-артистическое мастерство под неусыпно строгим взглядом своей наставницы,
но, кажется, именно в этот торжественный вечер взоры со сцены артистов-участников — гораздо в большей степени, чем абстрактно к публике — были обращены к святая святых зрительного зала, к «царской ложе», в которую для художественного руководителя Центра оперного пения всегда выписан зрительский билет за номером один.
Мне же на этот раз неожиданно досталось место в первом ряду партера прямо за дирижером. Понятно, что в таком небольшом зале на какое место ни сядь, всё равно будет близко, но, честно говоря, так совсем уж близко к сцене на оперном спектакле в Центре оперного пения я никогда еще не сидел — и у меня создалось даже впечатление, что я нахожусь прямо на сцене!
Путешествие в мир постановок Центра оперного пения началось с двух финальных номеров первого действия «Царской невесты» — терцета Грязного, Бомелия и Любаши и дуэта Любаши и Грязного (Любаша — Любовь Молина, Грязной — Александр Касьянов, Бомелий — Дмитрий Иогман). Затем место истинно русских душевных страданий заступили совсем иные переживания — проблемы взаимоотношений Маргариты и Фауста: в изящно красивой французской оболочке прозвучали лирический дуэт этих персонажей и куплеты Мефистофеля (Маргарита — Ирина Окнина, Фауст — Станислав Мостовой, Мефистофель — Алексей Тихомиров). После этого с арией Роберта и большим дуэтом Иоланты и Водемона мы попали в заповедные владения короля Рене (Роберт — Константин Бржинский, Иоланта — Мария Пахарь, Водемон — Олег Долгов). Наконец, под занавес первого отделения настал черед итальянской оперы — и мы оказались в третьем действии «Риголетто», в котором распутный Герцог Мантуанский спел нам свою веселенькую песенку (признанный «шлягер всех времен и народов»), а затем прозвучал знаменитый квартет (Герцог — Станислав Мостовой, Маддалена — Светлана Котина, Риголетто — Юрий Зальцман, Джильда — Альбина Файрузова).
Второе отделение, в котором в игру, наконец, вступили и хоровые силы Центра оперного пения, открылось весьма значительной подборкой сцен из оперы «Кармен».
Прозвучали хор работниц, неувядающе вечная хабанера Кармен, популярные куплеты Эскамильо, симфонический антракт, хоровые сцены четвертого акта, дуэттино Эскамильо и Кармен, а также заключительная сцена Кармен и Хозе (Кармен — Алина Шакирова, Эскамильо — Эльчин Азизов, Хозе — Олег Долгов). После кровавого финала «Кармен» вдруг настало время беззаботного веселья, ибо была разыграна комедийно-гротесковая сцена из оперы «Вампука, принцесса Африканская» (Примадонна — Инна Звеняцкая, Уборщица — Наира Асатрян). Продолжили вечер сцены третьей картины «Евгения Онегина»: хор девушек и сцена отповеди Татьяны Онегиным (Татьяна — Екатерина Миронычева, Онегин — Константин Бржинский). На смену им пришло исполнение весьма зажигательного дуэта Солохи и Черта из оперы Чайковского «Черевички» (Солоха — Инна Звеняцкая, Черт — Юрий Зальцман). Заметим, что сей номер в программе вечера возник неспроста: он входит в дивертисмент второй части ревю «Женитьба и другие ужасы». Финальным аккордом всего вечера стала явно хрестоматийная, но пронзительно сильная сцена «У собора Василия Блаженного» из оперы «Борис Годунов» (Борис Годунов — Алексей Тихомиров, Князь Шуйский — Петр Сизов, Юродивый — Станислав Мостовой).
Добросовестно поведав читателю о программе юбилейного вечера, которая в целом произвела на меня впечатление уверенного оптимизма, я намеренно не стану анализировать каждого исполнителя в отдельности, хотя, безусловно, кто-то произвел бóльшее впечатление, кто-то — однозначно меньшее: это, как говорится, нормально и абсолютно неизбежно.
Рецензирование теряет всякий смысл, лишь когда в подобные торжественные моменты весь ансамбль участников от хориста до солиста делает всё, чтобы создать на сцене праздник.
Я видел эти лица, видел очень близко и понимал, что равнодушных на этих подмостках просто нет: каждый выкладывался по максимуму своих возможностей, и поэтому праздник, несомненно, удался!
Но, пожалуй, финал вечера может показаться кому-то достаточно странным. Наверное, по случаю такого значимого события — десятилетнего юбилея Центра оперного пения — должны были бы звучать фанфары и греметь литавры, но сцена «У Блаженного» являет собой финал философский, психологически глубокий, истинно русский…
Думается, что первый юбилей Центра — это всё же не фанфары, а приглашение к дальнейшей сосредоточенной работе, и не завтра, а уже сейчас.
Фанфары нам, конечно же, ни к чему, а вот «многая лета» очень даже пригодятся, и вот уже вслед за басовым зачином солиста Центра оперного пения Алексея Тихомирова из уст всех участников вечера, вышедших на поклоны, звучит финальная здравица «Многая лета!» Этот хор мощно перекидывается в зрительный зал и сразу же достигает пределов «царской ложи». «Многая лета!» — на этот раз маленькому театру большой оперы говорим уже мы…