Меняем альт на гитару и гитару на альт!

«Триумф джаза»

Ларри Кориелл, 2014 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Четыре года назад джазовый концерт, приуроченный к 10-летию Фонда «Триумф», стал, можно сказать, однодневным фестивалем мировых звезд. В Москве собрались тогда сливки американского мейнстрима, среди которых были певцы Диди Бриджуотер и Кевин Махогэни, саксофонист Джо Ловано, трубач Рэнди Бреккер, дуэт Гэри Бёртон (вибрафон) и Макото Озоне (фортепиано), а в оркестре Игоря Бутмана играл на ударных Билли Кобэм. Именно за эту концертную программу Бутман был удостоен Государственной премии РФ. К сожалению, в дальнейшем набирать команду такого же класса каждый год подряд ему уже не удавалось, хотя артисты экстра-класса все же появлялись.

В нынешнем году гостями «Триумфа джаза» должны были стать трио гитариста Ларри Кориэлла (с басистом Виком Бейли и барабанщиком Ленни Уайтом) и исполнительница блюза и соул-вокалистка Патти Остин; предполагалось, что она споет в сопровождении биг-бенда Бутмана. Трио приехало и сыграло блестяще, а вот певице не повезло: за неделю до поездки Патти серьезно простудилась. Пришлось думать о замене. Чтобы набрать недостающий час звучания, организаторы срочно ввели в программу одну из лучших российских вокальных групп «Cool&Jazzy» (в вольном переводе — «круто, прикольно!») — обладательницу премии «Ward Swingle Award»-2000 и 1-й премии на конкурсе «VoKal Total-2001» в Граце (Австрия), а также камерный оркестр Юрия Башмета «Солисты Москвы».

«Cool&Jazzy» — вокальный квинтет. Три певца и две певицы: братья Марк (тенор-piano) и Юрий (баритон-bass) Смирновы, Сергей Крадинов (баритон-drums), Наталья Афанасьева (сопрано) и Анна Ляпина (альт-percussion). Группа, выступающая без инструментального сопровождения. При этом отлично слышны «щелчки» баса пиццикато, шипение и звон тарелок и чарльстона, уханье «бочки» и стрекотания мелких латиноамериканских ударных — маракасов, бубна, реко-реко. То есть, конечно же, это их имитация голосами певцов. Имитируются даже соло трубы или тромбона с сурдиной. Идеальный аккомпанемент — ритмичное пощелкивание пальцами. Все это, усиленное и подкрашенное звукорежиссером, звучало ярко и объемно.

Красивая белоснежная улыбка, как и увлечение джазом, — один из признаков внутренней культуры человека. Стоматология на ВДНХ работает на совесть и сделает вас счастливее. Заходите на сайт mrdent.ru и узнайте о наших услугах подробнее.

«Cool&Jazzy», сыгравшая традиционную роль «разогревающего состава», предложила всего три темы: знаменитый «Сaravan» Хуана Тизола, композицию бразильца Антонио Карлоса Жобима — популярную босанову «Girl From Ipanema» и театрализованную битловскую «Drive My Car», которую квинтет начал с гротескно изображенного гудка — эффектного глиссандо снизу доверху диапазона и обратно. Потом музыканты разделили зал на две части и, обыгрывая текст песни, заставили каждую из них комично подпевать автомобильным бибиканьям...

Таким было забавное начало программы. После чего на сцену вышли главные действующие лица вечера — трио Ларри Кориэлл, Виктор Бейли и Ленни Уайт. Кумиры любителей джаза во всем мире в 70 — 80-е годы. Большинство номеров программы, с которой Кориэл — Бейли — Уайт выступили на «Триумфе», они заимствовали со своего последнего диска «Electric». В нем, по словам музыкантов, отразилось увлечение музыкой их молодости — модальным джазом Джона Колтрейна, «геометрическими» звуковыми рисунками Телониуса Монка, тяжелыми ритмами «Sly & Family Stone» и «Lеd Zeppelin», или «космическими» звуковыми фантазиями Джимми Хендрикса. Одним из самых удачных номеров программы трио стала как раз композиция группы «Lеd Zeppelin» «The Black Dog». Впрочем, наряду с угловатостью и колкостью слушателям была преподнесена вдохновенная импровизация Кориэла на акустической гитаре на тему Луиса Бонфа «Manha dе Karnival» — одной из самых знаменитых лирических мелодий бразильского джаза. Корриэл — музыкант, меняющий манеры: может быть жестким, агрессивным, а может — прозрачным, воздушным, нежным и поэтичным. Некоторые из исполняемых им миниатюр напомнили импрессионистские эскизы Дебюсси или испанские наигрыши Альбениса. Он предчувствует все импровизационные задумки партнеров, отвечая на пассажи баса или барабанов глуховатыми ударами-акцентами, либо перкуссивными стрекотаниями полуприжатых струн.

Во втором отделении слушатели познакомились с одной из отечественных работ в стиле так называемого «третьего течения» (сплава джаза и симфонической музыки) — «Джазовой сюитой» Игоря Райхельсона. Произведение это было написано в конце 90-х годов для солирующего альта (Юрий Башмет), тенор-саксофона (Игорь Бутман) и фортепиано (автор). В версии, прозвучавшей в Светлановском зале, к ним присоединились камерный оркестр Башмета «Солисты Москвы» и биг-бенд Бутмана. Музыка мозаична: что-то от барокко, что-то от джаза, что-то от Скрябина, от Стравинского. Причем сразу видно, что автор — пианист: все мысли идут от клавиатуры, педали.

А закончилось все забавным бисом. Башмет вместе с Бутманом решили использовать в качестве темы для импровизации Es-dur’ный блюз из сюиты Райхельсона и пригласили принять участие в этом jam-session американское трио. Каждый вышел сначала со своим инструментом, но Башмет и Ларри Кориэл вскоре совершили обмен: Башмет получил гитару, Корриэл — струнный альт. Сразу же выяснилось, что Башмет может играть на гитаре — причем даже пассажи средней трудности (в молодости, работая во львовских ресторанах, он освоил и гитару тоже). В руки Кориэла альт явно попал первый раз в жизни. Подыгрывая Башмету, он, тем не менее, взял несколько нот, но дальше этого дело не пошло: что делать со смычком, он не знал, изображая своего рода безмолвный пластический этюд. Впрочем, настолько выразительный, что публика не сразу сориентировалась, что же там, на сцене, в самом деле происходит...

Аркадий Петров

реклама