В карете ли счастье?

В Третьяковской галерее завершился фестиваль «Посвящение великим меценатам»

Премьерой оперы Василия Пашкевича «Несчастье от кареты» завершился VII Международный фестиваль камерной музыки в Третьяковской галерее, который ежегодно проводит Академический камерный оркестр «Musica Viva» и его руководитель Александр Рудин. Каждый раз избирается тема, объединяющая все концерты: в этом году концепция проекта связана с меценатством, что как нельзя более подходит к месту проведения фестиваля, ведь уникальное собрание картин Третьяковской галереи — плод деятельности замечательного мецената П.Третьякова. Опера Пашкевича, известная нам по учебникам истории музыки как одна из первых русских опер, попала в эту программу в связи с фигурой мецената графа Н.Шереметева, который содержал первоклассный приватный театр. Историки театра утверждают, что расцвет его театра пришелся именно на конец XVIII века. Труппа, состоявшая из одаренных крепостных, блистала великолепной выучкой. Пению их обучали итальянцы; сценическому искусству — ведущие русские актеры (И.Дмитревский, С.Сандунов, П.Плавильщиков, М.Синявская); хореографии — известные европейские балетмейстеры; музыке — немецкие музыканты. Основу репертуара составляла комическая опера, представленная лучшими ее создателями: А.Э.Гретри, П.А.Монсиньи, Э.Дуни, Н.М.Далейраком, А.Саккини, Е.Фоминым, В.Пашкевичем.

Сюжет оперы, созданной в 1779 году, посвящен злободневной для того времени теме — идолопоклонству перед всем иностранным и пренебрежением ко всему отечественному. Сразу вспоминается грибоедовский «французик из Бордо», но либретто драматурга Княжнина было написано лет на 30 раньше. В опере высмеивается помещик Фирюлин, мечтающий о покупке французской кареты. Для того чтобы осуществить мечту, помещик намерен продать в рекруты своего крепостного Лукьяна. Другая линия — любовная. У Лукьяна есть невеста Анюта, в нее также влюблен Приказчик, который радуется возможности выполнить приказ барина: ведь тогда Анюта достанется ему. Однако старый приятель Лукьяна, барский шут Афанасий берется поправить дело. По его наущению Лукьян, затвердивший несколько французских слов, пытается объясниться с барином по-французски. Помещик растроган: простые люди, оказывается, не чужды европейского просвещения! Он освобождает Лукьяна и разрешает ему жениться на Анюте.

В нынешней постановке вместе с оркестром «Musica Viva» под управлением А.Рудина участвовали солисты Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а также режиссер Людмила Налётова, Александр Домашев (сценическое движение), художник Владимир Ковальчук.

Пространство Врубелевского зала не слишком приспособлено для театрализованных представлений — нет сцены, так что публике, сидевшей в задних рядах, практически ничего не было видно. Зато было что послушать. Очаровательная музыка Пашкевича по стилю во многом близка и Гайдну, и французским авторам середины XVIII века, тому же Гретри. Композитор демонстрирует прекрасную академическую выучку западного образца, и, собственно, ничего национального в ней нет. Разнообразные арии ярко обрисовывают характеры персонажей. Влюбленного, а затем страдающего Лукьяна (Валерий Микицкий), кокетливую, но в то же время верную своему суженому Анюту, которую замечательно спела одна из лучших наших молодых певиц Яна Иванилова. Колоритно выглядел Приказчик (Михаил Векуа), а Шут (Виталий Доброжицкий) в клоунском гриме Юрия Никулина несколько нарочито пел с неточной интонацией, а фактически «проговаривал» свои номера. Достойно справился с партией Дмитрий Ульянов (Трофим, отец Анюты). Центральные роли — помещика Фирюлина и его супруги — исключительно разговорные — были исполнены Александром Домашевым и Валентиной Ермиловой. Надо сказать, что кульминационный момент оперы, когда Лукьян и Анюта, одетые в крестьянскую одежду, вдруг заговорили на чистейшем французском, произвел действительно сильное впечатление. Как, впрочем, и игра оркестра «Musica Viva», который был еще одним, важнейшим действующим лицом постановки. Фестиваль «Посвящение великим меценатам» завершился. Но впереди у музыкантов еще ответственное выступление. К нам едет сэр Роджер Норрингтон, знаменитый дирижер, исповедующий аутентичный подход в исполнительстве. 19 мая в БЗК он вместе с «Musica Viva» впервые в России представит Концерт для виолончели с оркестром немецкого композитора Роберта Фолькмана (солист — Александр Рудин), а также продемонстрирует, как надо аутентично играть музыку Моцарта и Шумана.

Евгения Мишина

реклама

вам может быть интересно

Британский ученый Классическая музыка