|

Диалоги Михаила Плетнёва

«Музыкальные среды в Оркестрионе»

Так называется новый проект Российского национального оркестра, который стартовал 23 февраля. Оркестрион — это репетиционная база РНО, помещающаяся в бывшем кинотеатре в Черемушках. Его на собственные средства РНО переоборудовал в концертный зал с хорошей акустикой и симпатичным дизайном: в фойе — трогательная экспозиция детских рисунков, которые нарисовали подопечные фонда «Волшебство музыки»: это еще один проект РНО, который с 1996 года разрабатывает и проводит в жизнь различные культурные проекты для детей из детских домов и школ-интернатов.

Теперь сюда каждую среду (вплоть до июня) приглашаются меломаны на концерты камерной и симфонической музыки. В планах значатся пианист Алексей Любимов и скрипач Михаил Симонян, солистка «Геликон-оперы» Юлия Корпачева и ансамбль «Сирин» под управлением Андрея Котова. Однако не только просветительский аспект в основе этой акции, но еще и жест отчаяния, попытка убедить столичное правительство поддержать деятельность РНО. Об этом открыто говорил в кратком вступительном слове президент Фонда РНО Сергей Марков.

Впрочем, лучшим доказательством необходимости поддержки начинаний этого коллектива стал концерт, в котором выступили художественный руководитель РНО Михаил Плетнев и главные солисты оркестра — скрипачи Алексей Бруни и Федор Шеврекуко, альтист Сергей Дубов, виолончелист Александр Готгельф и флейтист Максим Рубцов.

Все лучшие качества нынешнего состава РНО — тонкое ощущение стилей разных композиторов, стремление к идеальному выполнению технологической стороны, одухотворенная выразительность — были концентрированно представлены в игре ансамблистов. Интересно было наблюдать мгновенные метаморфозы от почти оркестровых по монолитности звучностей в кульминационных зонах к сольным фразам, где каждый демонстрировал замечательную кантилену. Подобная гибкость, кажется, предпочтительнее несколько бесплотной рафинированности иных титулованных ансамблей.

В данном вечере были выбраны произведения резко контрастные. Воздушный и прозрачный Флейтовый квартет Моцарта ре-мажор, где на фоне отточенных штрихов струнных парила флейта. Центром программы стал фортепианный Квинтет М.Плетнева. Созданное в 1978 году, это сочинение вполне отражает свою эпоху — поиски истины в духе позднего Шостаковича, с массой аллюзий (в том числе и на вышеупомянутого композитора). Однако интересно, что Квинтет совершенно не выглядит как опус, написанный пианистом. Партия фортепиано вообще лишена какой-либо виртуозности — это отдельные реплики порой императивного, иногда тревожного характера. Рояль представляет alter ego, «второе я», автора, который ведет напряженный диалог с остальными инструментами. Пятичастный опус, он написан весьма лаконично, с четкой концентрической конструкцией, центром которой является соло флейты. По нынешним временам, когда поколение молодых композиторов как-то стесняется или вовсе не задумывается о «проклятых» вопросах бытия, музыка плетневского Квинтета подкупает серьезностью высказывания.

Квинтет Дворжака для струнных и фортепиано не часто звучит на эстраде. Довольно рыхлая драматургия первой части и невероятно растянутая медленная вторая часть требуют от исполнителей особого напряжения и мастерства, чтобы удержать слушательское внимание. Но, когда за роялем М.Плетнев, приходится приспосабливаться к его вкусам. Многословные переживания и сентиментальная лирика музыки Дворжака были исполнены так же стильно, как и предыдущие опусы: в звучании первой скрипки (А.Бруни) появились трогательные, романтические нотки, бархатный тембр альта у С.Дубова соревновался с благородной кантиленой виолончели (А.Готгельф). Сам М.Плетнев был чрезвычайно деликатен: наверное, в этом и заключается высшее искусство ансамблиста — смирять свою индивидуальность, заботясь о единстве целого. Наиболее яркими страницами Квинтета стали Скерцо и Финал, которые музыканты сыграли на высоких скоростях, заставив забыть о томительных длиннотах.

Евгения Кривицкая

реклама