Духовой жаждою томим...

К 100-летию со дня рождения мастера духовой музыки Ивана Петрова

Иван Васильевич Петров родился 13 июня 1906 года на небольшой станции Абрамовка Воронежской губернии в семье железнодорожника. Мечтой родителей было видеть сына идущего по стопам отца, но его с малых лет тянуло к музыке. Он самостоятельно выучился играть на народных инструментах, а затем освоил корнет и очень полюбил духовой оркестр. Работая на Воронежском паровозоремонтном заводе, он организовал там духовой оркестр. В 1934 году, окончив Воронежский музыкальный техникум по классу трубы у Д.Ямпольского, был принят сразу на второй курс военно-дирижерского факультета Московской консерватории.

За два года И.Петров закончил четырехгодичный консерваторский курс обучения и получил назначение в оркестр Особой кавалерийской бригады Наркомата обороны СССР. Оркестр быстро вырос количественно и качественно, играл в московских парках и концертных залах, с ним стали выступать в качестве солистов И.Козловский, Д.Ойстрах, Л.Оборин, С.Рихтер. В 1938-м и 1940 году оркестр Особой кавалерийской бригады завоевал первое место в конкурсе оркестров Московского военного округа. В его конкурсную программу 1940 года входила в числе прочего Четвертая симфония Чайковского, впервые сыгранная духовым оркестром целиком.

1945 г. К этому периоду относится и одна из наиболее ярких страниц жизни Ивана Васильевича — дружба с Николаем Яковлевичем Мясковским. Специально для его оркестра Н.Мясковский написал симфонию № 19, первую отечественную симфонию для духового оркестра.

В декабре 1942 года И.Петров делает переложение для духового оркестра первой части Седьмой симфонии Д.Шостаковича и в присутствии автора исполняет ее. Высоко оценив искусство дирижера и оркестра, Шостакович написал: «Я никогда не предполагал, что духовой оркестр может исполнить Седьмую симфонию с таким мастерством, с такой тонкой и точной передачей всех ее нюансов».

В 1944 году под началом И.Петрова было организовано Высшее училище военных капельмейстеров. Иван Васильевич энергично борется за новое дело, сумев привлечь к преподаванию ряд талантливых, незаурядных людей. Созданный Петровым Большой духовой оркестр училища стал с успехом выступать в лучших концертных залах Москвы.

Одновременно командование поручает ему в 1948 году руководство сводным оркестром Московского гарнизона и проведение парадов на Красной площади. И впервые за всю историю военно-оркестровой службы дирижер поворачивается лицом к оркестру. Предшественник Петрова С.Чернецкий всегда стоял спиной к оркестру, лицом к правительству. Этот поворот И.Петров осуществил во время парада 1948 года, совершив по тем временам дерзкий поступок, повернувшись к оркестру «без спроса» и, естественно, оказавшись при этом спиной к Мавзолею и находившемуся на нем правительству. Ситуация мгновенно приобрела драматический накал: он был вызван в Кремль «на ковер», где ему было сказано: «Правильно написал Чернецкий, что вы непотребно себя ведете по отношению к Политбюро, к товарищу Сталину, к Мавзолею, государственному флагу!» И только находчивость и самообладание И.Петрова спасли его. Он ответил: «Я дирижер сводного оркестра и должен им руководить, а дирижировать правительством... мне как-то неудобно». Все заулыбались, и вопрос был снят. С той поры группу дирижеров-дублеров, которые были необходимы для передачи оркестрам воли главного дирижера, стоявшего всегда к ним спиной, ликвидировали. Так управление оркестром было упрощено и вместе с тем улучшено. Иван Васильевич изменил само построение оркестра, выведя в первые шеренги вместо барабанов мелодические инструменты — корнеты и трубы, благодаря чему стало лучше и качество звучания, и внешний вид.

Еще один случай, когда Петров проявил свой бойцовский характер. В 1948 году после злополучного постановления об опере «Великая дружба», где были подвергнуты необъективной, злой критике наши выдающиеся мастера-композиторы, все они были лишены возможности преподавать в консерватории. Иван Васильевич, будучи тогда начальником Высшего училища военных дирижеров, пригласил их в этот вуз. Д.Шостакович прислал свою благодарность, но отказался, сказав, что продержится, так как пишет музыку к фильму «Молодая гвардия», а вот В.Шебалин, который лишился поста ректора консерватории и которого независимая Гнесина побоялась принять к себе в институт, согласился и был принят. Тут же последовал звонок от помощника Жданова: «Что вы там делаете, приняли Шебалина, не посоветовавшись с нами». На что Иван Васильевич ответил: «Я советуюсь в том случае, когда мне что-то не ясно, а тут все ясно: Шебалин — выдающийся педагог, композитор, народный артист, лауреат Сталинской премии, профессор, доктор наук». В трубке что-то промычало, и вопрос был исчерпан. Таких случаев и эпизодов в жизни И.Петрова было немало.

Не без влияния И.Петрова отечественные композиторы обратились к сочинению музыки для духового оркестра, заметно пополнив его концертный репертуар. Сам Иван Васильевич создал свыше тридцати маршей, которые привлекают своим ярко выраженным русским национальным колоритом, зрелым мастерством, великолепной инструментовкой.

Еще одна из сфер музыкальной деятельности И.Петрова — педагогическая, которую он начал вести еще до войны. С 1964 года он — профессор Военно-дирижерского факультета Московской консерватории. Он берется за решение труднейшей задачи — создание Государственного духового оркестра РСФСР. И в кратчайшие сроки ему удается достичь цели.

Тщательность во всем, полная отдача сил, взыскательность к себе и другим были неотъемлемыми чертами характера И.Петрова. В шутку он говорил: «Если бы я был дворником, моя улица была бы самой чистой».

Тихон Хренников

реклама

вам может быть интересно