«Культура» открывает сезон

Очередной телевизионный сезон «Культура» начинает несколько позже, чем другие каналы, — 2 октября, и, как водится, к этому событию накрыла праздничный стол.

Но прежде о приятной новости: по будням примерно в 16.40 нам будут показывать в большей или меньшей мере «событийные» отечественные фильмы прошлых лет. В частности, смотрите предпоследнюю картину Марлена Хуциева с символическим названием «Послесловие» («Культура», 3 октября, 16.40. «Мосфильм», 1983), которую можно воспринимать и как своего рода бенефис Ростислава Плятта и Андрея Мягкова. Она снята по мотивам рассказа Юрия Пахомова «Тесть приехал». 75-летний старик приезжает из провинции в Москву к дочери и зятю. Но дочь накануне уехала в командировку, и ее муж, взявший отпуск для работы над диссертацией, остается наедине с тестем, которого почти не знает... Это очень камерный фильм (за пределами уютной квартирки мир вроде бы и не существует), фильм-диалог, которым, с одной стороны, режиссер как бы продолжает разговор о связи поколений, начатый «Заставой Ильича» (1964), с другой стороны — словно бы подводит итоги прожитому им самим, осмысливает его.

Многие, наверное, захотят пересмотреть и «Успех» («Культура», 4 октября, 16.40. «Мосфильм», 1984. Режиссер Константин Худяков. В ролях: Леонид Филатов, Алиса Фрейндлих, Лев Дуров, Александр Збруев, Лариса Удовиченко), и «Объяснение в любви» («Культура», 5 октября, 16.40. «Мосфильм», 1977. Режиссер Илья Авербах. В ролях: Юрий Богатырев, Эва Шикульска, Ангелина Степанова, Бруно Фрейндлих, Кирилл Лавров), и «Подранки» («Культура», 6 октября, 16.45. «Мосфильм», 1976). Режиссер Николай Губенко. В ролях: Юозас Будрайтис, Георгий Бурков, Александр Калягин, Николай Губенко, Жанна Болотова, Ролан Быков, Евгений Евстигнеев, Георгий Бурков, Наталья Гундарева).

Стоит отметить и то, что после значительного перерыва в эфир возвращается авторская программа Кирилла Разлогова «Культ кино». Первый ее выпуск посвящен фильму неувядаемого Роберта Олтмана «Госфорд-парк» («Культура», 8 октября, 22.45. Великобритания — США, 2001). «Оскар» за лучший сценарий плюс семь номинаций, плюс «Золотой Глобус» за режиссуру, плюс приз Британской киноакадемии за лучший фильм года — согласитесь, о многом говорят. По форме картина напоминает многофигурные комбинации ранних шедевров Олтмана («Свадьба»), по настроению — лучшие работы Джеймса Айвори («Хауард-энд»). Пружина действия — детективная интрига. Ноябрь 1932 года. Старинное поместье Госфорд-парк принимает гостей. Хозяин роскошного особняка сэр Уильям МакКордал (Майкл Гэмбон) и его жена леди Сильвия (Кристина Скотт Томас) пригласили на уик-энд друзей, родственников и знатных аристократов поохотиться и повеселиться. Времяпрепровождение обещает быть более чем приятным: слуги вымуштрованы безукоризненно, кухня всегда отменная. Но неожиданно праздник омрачается: сэра Уильяма находят мертвым. Прибывшая полиция требует, чтобы никто не покидал дом. Виновным может оказаться каждый из присутствующих...

Многие телезрители видели не так давно вышедшее в прокат, а затем показанное «Первым каналом» «Дитя», победившее на прошлогоднем Каннском фестивале. Был засвечен на ТВ и «Сын» (2002) — предыдущий фильм братьев Люка и Жан-Пьера Дарденн, также отмеченный в Канне. И вот у вас появилась возможность увидеть «Обещание» («Культура», 7 октября, 22.20. Бельгия, 1996) — полнометражный игровой дебют братьев, удостоенный приза Международной конфедерации художественного и экспериментального кино на МКФ в Канне.

Ранее работавшие в документальном кино, они с ходу вошли в мировую элиту. Уже в этой ленте определился их оригинальный режиссерский почерк, особенности которого, как они считают, у них позаимствовали режиссеры датской «Догмы». «Обещание» неброско по манере, камера, «приклеенная» к главным героям, тщательно следит за выражениями их лиц и каждым жестом, событий как таковых происходит очень и очень мало, но они так показаны, что зритель завороженно смотрит на экран от первого до последнего кадра. Уже здесь определилась и главная тема братьев Дарденн: дотошное исследование взаимоотношений родителей и детей, причем в центре фигура отца. Игор и его отец Роже делают свой семейный бизнес, принимая прибывших нелегально эмигрантов, снимая для них квартиры и иногда привлекая их к работе в своей авторемонтной мастерской. Сын разрывается между покорностью отцу и обещанием, данным погибшему по отцовской вине рабочему-нелегалу. Картина примечательна и тем, что братья открыли в ней замечательных актеров Оливье Гурме (отец) и Жереми Ренье (сын). Гурме просто потрясающе сыграл затем в «Сыне» (приз в Канне), а Ренье отметился в главной роли в фильме «Дитя».

Нашлось место в сетке «Культуры» и для киноклассики. Во вторник смотрите ранний шедевр Миклоша Янчо «Без надежды» («Культура», 3 октября, 11.15. Венгрия, 1965. В ролях: Янош Гербе, Золтан Латинович, Тибор Мольнар, Андраш Козак), с которого четко определились стилистическое своеобразие и круг тем выдающегося венгерского режиссера. Сюжет в этой картине, как, впрочем, и в последующих, довольно размыт, диалог сведен до минимума, на первый план выступают пластика и живописная выразительность каждого кадра и изобилие метафор. Действие происходит в конце 60-х годов XIX века, когда венгерские крестьяне подняли бунт против гнета австрийцев и своих господ. Граф Гедеон Радаи, назначенный правительственным комиссаром с особыми полномочиями, проводит операцию с целью выявить и обезвредить повстанцев из отряда Шандора Рожа. Всех задержанных собирают в степи на голой земле под открытым небом. В ближайшем хуторе идут бесконечные допросы. Жандармы не стесняются в средствах, стремясь сломить упорство заключенных. Один из них, Гайдор, в надежде спасти собственную шкуру доносит на товарищей... «Фильм стремится натолкнуть зрителя на трезвую оценку тысячелетних иллюзий, — отмечал режиссер. — Необходимо, наконец, принять к сведению, что история наша далеко не столь приятна и лестна, как мы себе представляли. Мы стремились в конкретной истории соединить опыт манипуляций всех деспотических режимов. Драматургический принцип был таков: подробно разрабатываются одни элементы линейно развивающейся истории и выбрасываются другие. Возникает эдакая драматургия „пробелов“, восполняемая образами и состояниями, которые наполняют кадр и создают его особую атмосферу».

Порадовал киногурманов и канал СТС: в выходные нам покажут два шедевра французского кино. В воскресенье смотрите «400 ударов» (СТС, 8 октября, 1.15. Франция, 1959) — очередной фильм из мини-ретроспективы Франсуа Трюффо. Это одна из визитных карточек французской «новой волны», фильм-открытие. Само название картины (французская идиома, означающая «несносный ребенок») прозвучало как манифест «неправоверной» юности, жаждущей сломать любое препятствие. В отличие от Жан-Люка Годара и других коллег по «новой волне» Трюффо очень «зрительский» режиссер, как здесь, так и в последующих своих работах он с большим уважением относится к классическим нормам киноповествования, рассказывает простую историю. В данном случае — историю 13-летнего Антуана Дуанеля (Жан-Пьер Лео), мечтателя и непоседу, который считается трудным подростком. Его мать слишком занята личной жизнью, отчим, славный малый, не имеет влияния ни на жену, которая бессовестно ему изменяет, ни на приемного сына. За ряд прегрешений (мелкие кражи, прогул уроков в школе) мальчика жестоко наказали — поместили в исправительный дом для малолетних преступников. Антуан не может смириться с царящими в нем свирепыми порядками... Фильм пронзительно искренен и трогателен, Трюффо как бы рассказывал о самом себе — но в отличие от своего героя ему удалось справиться с внутренними противоречиями, дух мятежа уступил место потребности в человеческой нежности, стремлению к творчеству. На главную роль ему удалось найти в «толпе» «себя» — и это было удивительно точное попадание — маленький Жан-Пьер Лео стал впоследствии большим актером, но главные свои роли он сыграл все-таки у Трюффо. Вместе с его взрослением взрослел и его герой Антуан Дуанель в фильмах «Антуан и Колетта», «Украденные поцелуи», «Семейный очаг» и «Ускользающая любовь».

А накануне, в субботу, начнется мини-ретроспектива еще одного выдающегося французского режиссера — Робера Брессона. Дебютировав в качестве режиссера в 1943 году «Грешными ангелами», он сразу стал видной фигурой во французском, да и в мировом кинематографе. Его фильмы, в которых, как правило, заняты непрофессиональные актеры, отличаются аскетизмом. Подобно скульптору, который отсекает от каменной глыбы все лишнее, чтобы добиться желаемого результата, Брессон удаляет все «лишнее» из своих картин. Он предпочитал обходиться без второстепенных деталей, которые, как он считал, отвлекают внимание зрителя от главного, большое значение придавал пластике изображения, звуковому ряду, от актеров требовал действовать предельно просто. Это придавало особое, неповторимое своеобразие его режиссерскому почерку, который, конечно же, не способствовал зрительскому успеху его картин, но позволял достигать очень больших художественных глубин и потому критика причислила его к лику самых великих режиссеров мирового кино. В «Карманнике» (СТС, 7 октября, 1.00. Франция, 1959), удостоенном премии Французской киноакадемии за лучший фильм года и названном Луи Малем одним из четырех важнейших событий в истории мирового кино, главный герой по имени Мишель (Мартин ЛаСаль) начинает карьеру карманного воришки от безделья. Криминальному хобби вскоре приходит конец — вора-дилетанта быстренько «заметает» полиция. За решеткой у него появляется много свободного времени на размышления, в том числе о природе преступлений. После освобождения Мишеля умирает его мать, и, отказавшись от поддержки своих друзей, он вновь возвращается к мелкому воровству. На этот раз ему везет больше, потому что он берет уроки у общепризнанного авторитета...

Вслед за этой лентой в следующую субботу вы сможете увидеть на СТС «Процесс Жанны д’Арк» (1962), а еще через неделю — «Деньги» (1963).

«Дуэль» («Россия, 2 октября, 1.50. США, 1971) вряд ли можно отнести к шедеврам, но эту ленту стоит посмотреть уже потому, что это полнометражный дебют одного из самых крупных и едва ли не самого удачливого режиссера мирового кино Стивена Спилберга. Тогда ему было всего 24. Никому не известный молодой человек сумел заинтересовать продюсеров своим проектом, и те согласились дать ему 375 тысяч долларов на... телевизионный фильм, который и был снят всего за 16 дней. Результат, однако, превзошел все ожидания. Продюсеры и в мыслях не могли допустить, что начинающий режиссер вдруг обнаружит незаурядный талант, высокий профессионализм (откуда он только взялся?), буквально из ничего (в основу фильма легла новелла Р.Мортисона, и в нем всего лишь строк 50 текста) сделает «конфетку».

Спилбергу удалось создать в «Дуэли» завораживающее зрителей, постоянно нагнетаемое психологическое напряжение на фоне, казалось бы, непримечательных событий. Бизнесмен Дэвид, пытаясь обойти на трассе очередной «тяжеловоз», неожиданно сталкивается с неадекватной реакцией водителя бензовоза: тот не только не пропускает его, но и пытается столкнуть с трассы. Мелкий конфликт на дороге вскоре перерастает для Дэвида в сущий кошмар... В результате было принято решение выпустить картину на большой экран, и с этой целью она была продлена на 15 минут (за счет трех новых сцен, кроме того, был дан комментарий за кадром, который читал Деннис Уивер, сыгравший главного героя), и вскоре принесла 7 миллионов кассовых сборов.

Геннадий Белостоцкий

реклама