...Но со звёздами

Лично я всю неделю буду смотреть «Культуру»: рассчитываю пополнить свою DVD-коллекцию десятком фильмов. Среди них нет настоящих шедевров, но они интересны, во-первых, потому, что не засвечены или почти не засвечены на нашем ТВ и видеорынке, во-вторых, в них занято множество замечательных актеров. Прежде всего это великая Ингрид Бергман (1915 — 1982), которую мы знаем по таким шедеврам, как «Касабланка» (1942), «Газовый свет» (1944), «Завороженный» (1945), и ряду других. Между тем звездой в Швеции она стала именно после мелодрамы «Интермеццо» («Культура», 2 февраля, 11.05. Швеция, 1936. Режиссер Густав Муландер). Увидев ее работу, знаменитый продюсер Дэвид Сэлзник был просто очарован и предложил молодой актрисе сняться в американской версии этого фильма. Так началась ее головокружительная голливудская карьера. Сюжет «Интермеццо» прост и довольно банален, диалоги витиеваты, ничем не примечательна режиссура Густава Муландера. Спасти картину могло только чудо, и этим чудом стала никому тогда еще не известная 20-летняя Ингрид Бергман. Ее героиня Анита Хоффман обучает игре на фортепиано маленькую Анн-Мари. Отец девочки, известный скрипач Холгер Брандт (в этой роли снялся чрезвычайно популярный в Швеции театральный актер Геста Экман), ставший чужаком в семье из-за бесконечных гастролей, возвращается домой после очередного турне и... влюбляется в юную учительницу музыки. Она отвечает взаимностью, и они вместе уезжают на гастроли. Через некоторое время Анита поняла, что в жизни скрипача она всего лишь интермеццо... Режиссер, надо отдать ему должное, не переоценивал свою заслугу: «Ингрид всегда двигалась с удивительной грацией и самообладанием. Она превосходно произносила свой текст, а исходившая от нее красота поразила меня с первой нашей встречи. Ничто не могло изменить трех основных принципов ее работы: правды, естественности и творческой фантазии. Успех фильма она обеспечила своей игрой».

Поздним вечером по будням смотрите на «Культуре» мини-ретроспективу с громким названием «Звезды французского кино». Ее открывает популярная в свое время и вызвавшая негодование цензуры мелодрама «Опасные связи 1960» («Культура», 30 января, 23.55. Италия — Франция, 1959. Режиссер Роже Вадим. В ролях: Жанна Моро, Жерар Филип, Аннет Вадим, Мадлен Ламбэр, Жан-Луи Трентиньян, Жанна Валери, Николя Вожель, Борис Виан). Режиссер (картина предваряется его вступительным словом) словно бы умирает в актерах, и они играют с нескрываемым удовольствием. Действие классического романа Шодерло де Лакло перенесено из 1782 года в 1960-й. Маркиза де Мертей превратилась в Жюльетту Вальмон (Жанна Моро), а ее муж (предпоследняя роль Жерара Филипа) в дипломата, служащего министерства иностранных дел. Все их друзья успели развестись, но их брак по-прежнему крепок. Они договорились рассказывать друг другу обо всех своих любовных похождениях. Несмотря на прием актуализации, основные сюжетные ходы сохраняются: один из любовников Жюльетты оставляет ее и собирается жениться на юной Сесиль Воланж (Жанна Валери). Жюльетта решает отомстить и просит своего мужа соблазнить девушку: «Он думает, что женится на добродетели, так пусть женится на пороке»...

Еще одна вольная экранизация Роже Вадима — драма «Добыча» («Культура», 31 января, 23.55. Франция — Италия, 1966. В ролях: Джейн Фонда, Мишель Пикколи, Питер МакЭнери, Тина Маркан, Жак Моно, Говард Вернон). На этот раз он обратился к одноименному роману Эмиля Золя и привычно перенес его действие в 1960-е годы, Аристида Саккара назвал более удобным в произношении Александром, но основные сюжетные линии сохранил. Это история супружеской пары. Александр (Мишель Пикколи) и Рене (Джейн Фонда, на тот момент — жена режиссера) живут без любви, но в согласии. Он зарабатывает деньги, она занимается аэробикой и крутит роман со своим пасынком Максимом, который изучает русский язык в Институте восточных языков. Они наряжаются в карнавальные костюмы и занимаются любовью в зимнем саду. Спустя некоторое время неожиданно для себя самой Рене влюбляется в Максима и хочет выйти за него замуж... Картина была одним из главных претендентов на «Золотого Льва» Венецианского МКФ (1966).

Четырех французских национальных кинопремий «Сезар» — лучшему актеру (Серро), лучшему актеру второго плана (Маршан), за сценарий и за монтаж, призов французской кинокритики и Монреальского МКФ как лучшему фильму был удостоен психологический детективный триллер «Инквизитор» («Культура», 1 февраля, 23.55. Франция, 1981. Режиссер Клод Миллер. В ролях: Лино Вентура, Мишель Серро, Роми Шнайдер, Ги Маршан, Патрик Деперре, Эльза Лангини), более известный под названием «Под предварительным следствием». В его основу лег роман английского писателя Джона Уэйнрайта «Промывание мозгов». Действие происходит в новогоднюю ночь в полицейском участке. Изначально заложенную театральную условность (единство места и действия) компенсируют виртуозная режиссура и действительно мастерские актерские работы — прежде всего Лино Вентуры. Он играет полицейского следователя Гальена, который допрашивает нотариуса Мартино (Мишель Серро) сначала как свидетеля, а затем как подозреваемого в изнасиловании и убийстве двух девочек. Жена Мартино (Роми Шнайдер), прибывшая под утро, пытается повлиять на расследование. Постепенно убийство как бы отступает на второй план, уступая место взаимоотношениям нотариуса и его жены. Выясняется, что они давно уже спят в разных спальнях, что он испытывает порочное влечение к маленьким девочкам и играет в карты...

Завершает мини-ретроспективу детективная драма Анри Вернея «Тысяча миллиардов долларов» («Культура», 2 февраля, 20.35. Франция, 1982. В ролях: Патрик Деваэр, Мишель Оклер, Жанна Моро, Мэл Феррер, Каролин Солье, Шарль Деннер, Анни Дюпере, Фернан Леду). В предпоследнем своем фильме Патрик Деваэр играет журналиста известного парижского издания «Трибюн» Поля Кержана, которому однажды таинственный незнакомец передал секретную информацию, разоблачающую махинации влиятельного бизнесмена и политика Жана Бенуа Ламбера. В еженедельнике появляется разоблачительная статья, а на следующий день Ламбера находят мертвым. Журналист продолжает расследование и приходит к выводу, что произошедшее — не самоубийство...

И еще две звездные картины предлагает нам «Культура». Великую Джуди Гарленд вы сможете увидеть в знаменитом музыкальном фильме Джорджа Кьюкора «Звезда родилась» («Культура», 4 февраля, 17.15. США, 1954). Сюжетная интрига построена на том, что однажды юная певица Эстер Блодетт (Джуди Гарленд) спасла репутацию Нормана Мэйна (Джеймс Мэйсон), не позволив ему пьяным выйти на сцену. Протрезвевший Норман слышит, как она поет, и решает помочь ей добиться успеха в кино. В результате его усилий ей удалось сыграть главную роль в большом мюзикле. Но по мере того как звезда Эстер восходит все выше и выше, звезда Нормана, к сожалению, закатывается. Они поженились, но счастье оказывается коротким. Норман начинает пить еще больше, когда лишается работы... Картина была удостоена «Золотого глобуса» за лучшую женскую (Гарленд) и лучшую мужскую (Мэйсон) роли, а также 6 номинаций на «Оскара». А Керк Дуглас, Юл Бриннер, Фернандо Рей и Ренато Сальватори представлены в приключенческом фильме «Маяк на краю света» («Культура», 3 февраля, 15.55. Испания — США, 1971. Режиссер Кевин Биллингтон), поставленном по роману Жюля Верна. На новом маяке в Южной Америке работают всего три человека. Когда на маяк напали пираты, оказать достойное сопротивление смотрители не смогли. Двое из них погибли, а третьему, Уиллу Дентону, удалось сбежать. И он решил отомстить...

Есть, разумеется, что посмотреть и на других каналах. Криминальная драма «Полночь в саду добра и зла» (НТВ, 29 января, 1.30. США, 1997. Режиссер Клинт Иствуд. В ролях: Кевин Спейси, Джон Кьюсак, Джад Лоу, Джек Томпсон) — экранизация одноименного романа Джона Берендта, основанного на реальных событиях, которые имели место в городке Саванна, штат Джорджия. Молодого и не очень удачливого писателя Джона Келсо (Кьюсак) через известную газету приглашают в качестве репортера в Саванну на рождественскую вечеринку, которая должна пройти в особняке очень влиятельного человека (Спейси). Собравшиеся гости производят сильное впечатление на журналиста. Все приглашенные — местные уроженцы, и все они, включая хозяина, — не без странностей. Ночью один из гостей, молодой любовник хозяина, чуть ли не на глазах у Джона был застрелен. Далее авторы фильма, детально показывая бесконечный судебный процесс, рассматривают две версии случившегося... Клинт Иствуд («Всадник высоких равнин», «Непрощенный», «Мосты округа Мэдисон») снял самый нетипичный для него фильм, самый неожиданный, самый оригинальный, самый странный и, может быть, самый глубокий. Как отмечала критика, ему удалось достичь в этом фильме такой концентрации странности во вполне реальном декоре, что, пожалуй, это понравилось бы даже старому и неисправимому сюрреалисту Луису Бунюэлю.

Фильм Томаса Яна «Достучаться до небес» («Россия», 30 января, 0.35. Германия — Нидерланды, 1997) отличается оригинальным режиссерским почерком и запоминающимися актерскими работами. Главные герои Мартин (Тиль Швайгер — премия Московского МКФ за лучшую мужскую роль) и Руди (Ян Йозеф Лиферс) узнают, что оба смертельно больны и что жить им осталось совсем немного. Обнаружив, что Руди никогда не видел моря, Мартин хочет во что бы то ни стало осуществить мечту своего нового друга. Как следует заправившись текилой, друзья в больничных пижамах угоняют принадлежащий крутому мафиози коллекционный «мерседес», в бардачке которого лежит пистолет, а в багажнике — миллион долларов. Ограбив по дороге бензоколонку и банк, Мартин и Руди, преследуемые и гангстерами, и полицией, отправляются в путешествие навстречу мечте, «потому что на небесах все только и будут спрашивать о море»...

Свежесть, нестандартность и хорошие актерские работы выделяют из общего потока и фильм молодого французского режиссера Жерома Саля «Неуловимый» («ТВ Центр», 4 февраля, 0.05. Франция, 2005. В ролях: Иван Атталь, Софи Марсо, Сами Фрей, Даниэль Ольбрыхский). Кто может быть коварней мужчины? Только красивая женщина. И сногсшибательная Кьяра (Софи Марсо) это доказала, когда начала флиртовать в вагоне поезда, мчащегося в Ниццу, со случайным попутчиком Франсуа (Иван Атталь). Прижалась, чмокнула в щечку — и оревуар. Откуда бедолаге было знать, что незнакомка — подружка мошенника месье Зиммера, а за ним охотятся французские и русские спецслужбы. Правда, никто из них не знает, как Зиммер выглядит. Кроме Кьяры, за которой устроена слежка...

По-своему интересен «Гамлет» («ТВ Центр», 2 февраля, 0.40. США, 1990. Режиссер Франко Дзеффирелли. В ролях: Мел Гибсон, Хелена Бонэм Картер, Алан Бэйтс, Глен Клоуз, Ян Холм, Алан Бейтс, Пол Скофилд, Йен Холм). Дзеффирелли прославился прежде всего классическими экранизациями пьес Уильяма Шекспира («Ромео и Джульетта»), и потому для своей версии бессмертного «Гамлета» ему удалось собрать целое созвездие знаменитых американских и британских актеров. Результат далеко не всех удовлетворил, но нельзя не отметить исполнителя главной роли Мела Гибсона, который здесь выступает в совершенно непривычном для себя виде.

Геннадий Белостоцкий

реклама