Братство кролика

«Мисс Поттер» Криса Нунана

«Мисс Поттер» Криса Нунана

Фанатам поттерианы в данном случае не следует беспокоиться. Вынесенное в заглавие имя лишь по касательной имеет отношение к маме юного волшебника, сверхпопулярной и коммерчески преуспевающей писательнице Джоан Ролинг. Самая богатая дама британского шоу-бизнеса даровала фамилию Поттер своему Гарри в знак признания другой известной детской писательницы, Беатрикс Поттер (1866—1943), чьими сказками о кроликах, белках, ежах и прочей фауне мисс Ролинг, оказывается, зачитывалась в детстве.

Свои книги мисс Поттер сама иллюстрировала, переведены они ныне более чем на двадцать языков и стали одними из самых продаваемых в мире. Байопик из времен поздневикторианской Англии поставил Крис Нунан, режиссер и сценарист первого «Бэйба», незабвенной истории о храбром поросенке, прорвавшейся даже на «Оскар». Правда, с того времени Нунан 11 лет не снимал, потому «Мисс Поттер» вышла странным гибридом с непонятной адресной аудиторией. С одной стороны, фильм для семейного просмотра, с другой — мелодрама, вполне в духе романов Джейн Остин. Для детишек помладше ритм слишком замедлен, более старших не привлечет сентиментально-старомодный камертон фильма. Сыгравшая главную роль Рене Зельвегер (не однажды выступавшая в роли англичанки) спродюсировала картину, и вряд ли ее первый опыт на этом поприще можно назвать удачным (невзирая на таких партнеров по производству, как акулы кинобизнеса братья Вайнштейн).

Еще на первых кадрах при виде отчаянно гримасничающей Рене Зельвегер — мисс Поттер, разговаривающей с кроликом Питером (этот персонаж стал героем самой известной серии писательницы) и грозящей ему пальчиком, закрадывается ощущение дежавю. Уж не третье ли это пришествие Бриджет Джонс, так похожи повадки и ужимки странной мисс из 1902 года на манеры героини известного бестселлера Хелен Филдинг.

...Два брата-книгоиздателя Ворн видят перед собой эксцентричную старую деву (Поттер в описываемое время было 36, в фильме же ее «омолодили» на четыре года) с портфолио «кроличьих» рисунков в руках. Дабы отделаться, а попутно занять младшего, неопытного в семейном бизнесе братца Нормана, старшие препоручают тому мисс с ее тематикой «ребятам о зверятах». Мол, ничего путного не выйдет. Однако Норман Ворн (Эван МакГрегор, раньше работавший с Зельвегер в романтической комедии «К черту любовь!») оказался парнем с воображением, разделившим причуды Беатрикс Поттер да еще нашедшим в них коммерческий потенциал. Благодаря ему «Сказки кролика Питера» увидели свет. А две родственные души, два случайно встретившихся одиночества нашли друг друга. Флэшбеки, отсылающие к юным годам героини, убеждают в том, что девочка, рисующая мышат, зайчиков и свинок на скотном дворе, выбрала свой, особый путь, и потому до встречи с Норманом и его сестрой-суфражисткой Милли (в этой роли блистает Эмили Уотсон) друзей не имела. За таковых держала кроликов в курточках с медными пуговицами, которых щедро порождала ее фантазия. Между тем благополучное детство завершилось (только не в голове героини), и состоятельная семья Поттеров, парвеню, как говорила о родителях героиня, подыскивала упрямой дочери подходящую партию. Пусть неразумная и обещала никогда не выходить замуж. Комическое в фильме прерывает джейн-остиновскую линию, когда мы видим, как повсюду за главной героиней ходит специально приставленная пожилая компаньонка — нравственность блюдет. Отвлекается она лишь однажды, когда Норман подливает ей в кофе бренди, чтобы не мешала объясниться влюбленным. Но «лавочник» не устраивает родителей Поттер, хотя дочь и внезапным, непостижимым образом превратилась из застенчивой девы в издательскую сенсацию 1900-х. Это волшебное преображение в фильме никак не аргументировано и ничем не подкреплено: пугающая мимика Зельвегер осталась при ней и в новом качестве ее героини, уже известной писательницы.

Режиссер изредка использует компьютерную анимацию, но зритель постепенно привыкает к однотипному приему, когда мисс Поттер глядит на свои творения, а те подмигивают, морщат носы, как их хозяйка, и скачут как болезные по холсту. Поначалу забавно, но когда Зельвегер — Поттер в очередной раз строгим голосом произносит что-то вроде «Питер, веди себя прилично!» или «Джемайма, прекрати это!» — становится не до смеха. Комбинация актерской игры с анимацией, с помощью которой «оживают» знаменитые герои сказок Поттер, здесь кажется случайной и непродуманной. И уж совсем фарсово выглядит сценка, когда Беатрикс представляет в карикатурных образах навязываемых ее матушкой женихов. Почти как гоголевская невеста.

Досадно на самом деле, что Крис Нунан не сделал говорящими всех этих рисованных кроликов, уток и мышей. На самом деле, упущенная возможность для родителя «Бэйба». А так получается, что одна почти клинически нездоровая мисс постоянно общается со своими animals. Хотя ее работа здесь отмечена номинацией на «Золотой Глобус», Рене Зельвегер — все же крайне неудачный выбор на главную роль. Это один из двух главных провалов картины. Второй — это сценарий. Написанный театральным режиссером, соавтором нескольких бродвейских мюзиклов Ричардом Мэлтби, он непригоден для детей и не способен привлечь их родителей. Похожая история в свое время приключилась с другим биографическим фильмом, «Волшебная страна», где Джонни Депп сыграл автора «Питера Пэна» — Джеймса Барри. В «Мисс Поттер» тоже всего чрезмерно — то слишком сиропно, как в буколических картинках родового поместья Поттеров Хилл Топ, то слишком прямолинейно, как в сценах, где ведутся разговоры феминистского толка. Кстати, реальная Беатрикс Поттер, таки бросив сочинительство, переехала в свою деревню и занялась фермерством, преграждая путь корыстным застройщикам, удачно вышла замуж за своего риэлтора. Это уже скороговоркой на финальных кадрах и титрах фильма, пасторальные сцены которого снимались в реальном озерном крае, где жила писательница — сейчас там дом-музей Беатрикс Поттер. Где самые многочисленные визитеры — японские туристы. Очевидно, они видят заслугу Поттер в изобретении аниме.

Оксана Гаврюшенко

реклама