«Страсть» по Денису

Сегодня модно давать концертным программам броские названия, объединяющие избранные музыкальные произведения некой концепцией. Наверное, из этих соображений исходил виолончелист Денис Шаповалов, поместивший на афише своего недавнего вечера в Большом зале консерватории манящее слово: «Passion» («Страсть»). Как гласили анонсы в Интернете, эту программу Шаповалов посвятил Дню Святого Валентина.

Впрочем, пришедшие на концерт, вероятно, так до конца и не поняли логики происходящего, поскольку лишь первый номер — пьеса для скрипки, виолончели и оркестра «Муза и поэт» Сен-Санса — по характеру музыки хоть как-то отвечал заявленному лейтмотиву вечера. Пока Денис Шаповалов «страстно» кивал в такт музыке и кидал призывные взгляды в оркестр, его партнер, Никита Борисоглебский завораживал публику сладкими звуками скрипки. Приятно, что с каждым выходом на сцену Борисоглебский демонстрирует качественный рост: его инструмент прекрасно звучал, без труда наполняя БЗК. При внешней строгости, скрипач был разнообразен и в звуковом, и в содержательном отношении. Понадеемся, что ничто не помешает этому талантливому артисту и дальше двигаться по избранному пути. Уже сейчас о нем можно говорить как об одном из интереснейших музыкантов молодого поколения.

В Сен-Сансе порадовал аккомпанемент Московского симфонического оркестра, за пульт которого в этот вечер встал маститый Александр Анисимов. Он добился от МСО мягких, пастельных красок, тонко оттенявших партии солистов. И в целом игра коллектива под управлением Анисимова оставила приятное впечатление: очевидно, что этот дирижер обладает ценнейшим качеством — заставить оркестр выложиться по максимуму и показать себя с самой лучшей стороны.

Лидировал Никита Борисоглебский и во втором номере программы — Концертной симфонии Гайдна для скрипки, виолончели, гобоя и фагота. Здесь к нему и Денису Шаповалову присоединились известные музыканты — гобоист Алексей Уткин и фаготист Михаил Шиленков. Каждый из них сам по себе был на высоте, но в целом Симфония оставила скучноватое впечатление. То была музейная редкость, с которой музыканты не рискнули стереть пыль. И в их интерпретации явно не хватало того драйва, который отличает трактовки аналогичных опусов у аутентистов. Пожалуй, сходное впечатление оставил и Тройной концерт Бетховена, где рядом с Шаповаловым солировали скрипач Николай Саченко и пианист Александр Вершинин. Смена Борисоглебского на Саченко, как оказалось, была связана с идеей отметить 50-летие Конкурса имени Чайковского, лауреатами которого являются как Шаповалов, так и оба этих скрипача.

Надо заметить, что автор проекта Денис Шаповалов на протяжении концерта как-то держался в тени, и лишь в отдельные моменты бетховенского опуса удалось расслышать бархатный тембр его инструмента. Было бы интересно услышать его как солиста, причем не в классицистских опусах, которые пока не являются для него выигрышной картой, а в романтическом или даже современном репертуаре, где его тяга к концептуальности может помочь ему раскрыться в большем масштабе. И уж точно небезынтересно было бы познакомиться в его интерпретации с новым произведением Г.Канчели «Silent prayer», которое Шаповалов исполнил в декабре 2007 года на Первом Международном фестивале имени М.Ростроповича в Азербайджане.

А пока идеолог данного вечера преподнес публике на бис опус Дж.Гершвина, очаровательную блюзовую вещицу, сыгранную Шаповаловым, Вершининым и Саченко. Это был самый запоминающийся своей естественностью и шармом номер «страстной» программы.

Евгения Мишина

реклама

вам может быть интересно