Марк Горенштейн: «Госоркестр выражает патриотическую гордость»

24.04.2008 в 22:34

Государственный академический симфонический оркестр (ГАСО) имени Е.Светланова недавно вернулся из гастрольной поездки в США. За 18 дней оркестр дал 11 концертов. Об этих гастролях мы беседуем с художественным руководителем ГАСО народным артистом России Марком Горенштейном.

— Марк Борисович, поездка такого оркестра, как ваш, за океан — дело дорогое и громоздкое. Понятно, что 10 — 15 лет назад любой коллектив воспринимал западные гастроли как манну небесную. Но экономические обстоятельства, слава богу, переменились. Зачем сейчас такому в общем-то небедному и весьма востребованному в России оркестру, как ГАСО, гастроли в США?

— Ну уж, во всяком случае, не из-за денег. Эти гастроли были организованы продюсерской компанией «Columbia Artists» (уверен, что для них это было выгодное дело), а нам, оркестру, важно было совсем другое. Такой коллектив, как ГАСО, занимающий ведущие позиции в своей стране, просто обязан ездить на гастроли, прежде всего для того, чтобы ощутить, какое место мы сегодня занимаем в музыкальном пространстве, и ощущение это приходит после гастролей в страны с высокой музыкальной культурой: США, Великобританию, Германию, Японию. США, на мой взгляд, — великая симфоническая держава. В этой стране около полутора тысяч симфонических оркестров. Понятно, что они весьма разного уровня, но для каждого из них находятся слушатели. А уж полтора-два десятка американских симфонических оркестров просто высочайшего класса.

Эти оркестры могут позволить себе объявлять международные конкурсы на каждую появляющуюся у них вакансию. Недавно Чикагский симфонический оркестр объявил конкурс на виолончельную вакансию и получил 800 (!) заявок со всего мира. Можете себе представить уровень отбора и качество музыкантов, играющих в таком оркестре. И наконец, в США очень взыскательная и высокопрофессиональная музыкальная критика.

Так что если хочешь занять свое место в музыкальном мире, то время от времени надо не бояться в этом мире показываться, причем именно там, где существует высококонкурентная среда. ГАСО не был в США двенадцать лет. За это время случилось многое. Практически полностью изменился состав оркестра. То есть на эти гастроли отправился, по существу, новый, никому не известный в США коллектив, которому предстояло открытие себя в Америке.

— Судя по рецензиям в американской прессе, вам это удалось?

— Да, публика принимала нас замечательно, а рецензии вы видите сами. Мы концертировали в восьми городах Восточного побережья, а закончили в Линкольн-центре Нью-Йорка. Аншлаги были практически везде, а в Нью-Йорке спрашивали «лишние билетики». Мне показалось, что в США нет того, что мы называем музыкальной провинцией. Во всяком случае, мы играли в прекрасных, современно оборудованных залах на полторы-две тысячи человек. Хорошая акустика, очень доброжелательная и внимательная публика. Они приходят на концерт как на праздник. И очень благодарно реагируют, если их ожидания сбываются.

— Вы привезли в США три достаточно сложные программы, местная публика была готова к восприятию такой музыки?

— Мобильники во время концертов не звонили, и, кстати, никто не предупреждал о необходимости их отключения.

Мы привезли в США Концерт для оркестра Белы Бартока, и это, конечно, была рискованная затея. Дело в том, что этот концерт в 1943 году был заказан венгерскому эмигранту Бартоку Бостонским симфоническим оркестром и стал с тех пор некоей визитной карточкой американского симфонизма. И то, что наше исполнение этого произведения было восторженно воспринято американской критикой, что называется, дорогого стоит. Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Мусоргский принимались не менее восторженно — русскую классику в Америке любят. Блистательно солировал Денис Мацуев. Он, конечно, — настоящая мировая звезда, в этом я окончательно убедился после этого нашего совместного турне.

— Вы лично довольны итогами гастролей?

— Да. Переговоры по поводу организации этих гастролей длились достаточно долго. В 2004 году к нам приезжал вице-президент «Columbia Artists» Даг Шелдон, который предложил гастрольный тур в США, после этого детали поездки уточнялись почти четыре года. Наконец гастроли состоялись. И теперь всем стало ясно: ГАСО уверенно вернулся в обойму лучших симфонических оркестров мира. Кроме того, на мой взгляд, чрезвычайно важно, что такой успех выпал на долю именно государственного оркестра. Думаю, что заголовок рецензии в одной из американских газет прозвучал неожиданно точно: «Государственный симфонический оркестр России выражает патриотическую гордость».

«Нью-Йорк Таймс»

«Марк Горенштейн является художественным руководителем и главным дирижером оркестра с 2002 года, и его репутация — человека, требующего невероятной точности исполнения, — была предъявлена здесь во время исполнения «Ночи на Лысой горе» Мусоргского в аранжировке Римского-Корсакова. Скрипки произвели прекрасное первое впечатление, безупречно исполнив циклопическое вступление.

Наилучшим образом работа г-на Горенштейна выразилась в исполнении Концерта для оркестра Бартока, который предстал во всей убедительности и вместе с тем затененности образов. Начав с шепота, виолончели поднялись до великолепного гортанного звука. Брутальному звучанию деревянных духовых отвечали медные духовые, как будто излучавшие теплый свет. Трудно представить себе более фантасмагорическое исполнение заключительных эпизодов в «Игре пар» или более скорбную интродукцию к «Элегии».

«Сарасота Ревью»

Триумф русского симфонического оркестра

«Этот оркестр один из лучших в мире, но мало кому из нас выпадает возможность его послушать. С того момента, как скрипки заиграли неистовые звуки „Ночи на Лысой горе“ Модеста Мусоргского, мы уже знали, что нам предстоит нечто особенное. Энергия, переполняющая это дьявольское произведение, была насыщенной и безумной. В исполнении более слабых оркестров это место звучит порой расплывчато, но здесь все было сделано очень четко и находилось под строгим контролем, звуки рассекали воздух точно и целенаправленно...Но лучшее еще было впереди.

В конце 1940-х годов Бостонский симфонический оркестр поручил эмигранту из Венгрии Беле Бартоку сочинить концерт, который бы подчеркнул мастерство музыкантов оркестра. Композитору удалось создать произведение, наполненное притягательной мелодичностью и поистине захватывающее.

Каждый инструмент и каждая группа оркестра имеют здесь возможность блеснуть. Без преувеличения, это было самое лучшее исполнение на памяти тех, кто присутствовал на концерте. Этот оркестр умеет совладать с крайностями и обладает связывающей внутренней силой, которая поистине ошеломляет. Струнные, играющие в полную силу, были идеальны. Партитура, которой оркестр владеет в совершенстве, наполнена мелодиями, идущими из сердца цыгана, заставляющими нас танцевать и проникающими в наши сердца».

«Ньюс джорнал корпарэшн»

«Выступление оркестра с первой до последней ноты стало в буквальном смысле взрывом. Оркестр на сцене „Пибоди Одиториум“ начал свой безостановочный триумф с музыки Чайковского к „Снегурочке“ ор. 12. Его звучание в исполнении музыки к спектаклю 1873 года было грандиозным, а арфа и ударные — неподражаемыми в „Мелодраме“ и „Пляске скоморохов“. Интерпретация Чайковского отличалась щедростью красок, а оркестранты мгновенно реагировали на мельчайшие дирижерские штрихи М.Горенштейна.

Сложность программы российского оркестра требовала филигранного исполнительского мастерства и предельного внимания. И публика, которая стоя аплодировала Денису Мацуеву и в заключение концерта Марку Горенштейну и его оркестру, была полна этого восхищенного внимания. Страстный и сплоченный оркестр Горенштейна заслуженно торжествовал!»

«Майами Хералд»

«Под управлением художественного руководителя и главного дирижера Марка Горенштейна оркестр отличился даже среди множества прекрасных русских коллективов. Ансамблю присуще благозвучие целого вкупе с насыщенным звучанием каждой группы. Три отрывка из „Снегурочки“ Чайковского официально заявили об универсальности Государственного симфонического оркестра. Горенштейн вызвал восхищение игрой струнных при исполнении центральной „Мелодрамы“, а „Пляска скоморохов“ взорвалась великолепием и силой звука.

Горенштейну удалось сохранить восторг аудитории с помощью высококачественного исполнения Симфонии № 2 Рахманинова, которой присутствующие воздали должное. Горенштейн умело задавал темп музыке, уделяя большое внимание кульминационным моментам и не забывая про романтическую настойчивость.

Он также использовал струнные с удивительной прозрачностью, избегая некоторой слащавости и делая звук необыкновенно свежим. Исполнение было наилучшим в адажио, когда Горенштейн положил свою палочку и экспансивно управлял руками, подчеркнув изысканную звуковую игру и едва уловимые оттенки в гармонии, которые не часто услышишь при исполнении этой музыки».

Беседу вел Павел Кашурин

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

интервью

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Марк Горенштейн

Коллективы

Госоркестр

просмотры: 587



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть