В опере только юноши!

На VIII Международном конкурсе оперных артистов Галины Вишневской

Если, как известно, «в джазе только девушки», то распределение лауреатских премий VIII Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской показало, что на этот раз «в опере только юноши!». При оценочном отталкивании от уровня выступлений десяти финалистов (семи кавалеров и трех дам) неожиданным это вовсе не кажется, но при этом присуждение специальных призов (де-факто денежных премий) женским голосам – двум финалисткам и одной участнице, не прошедшей дальше II тура, – выглядит отчаянной попыткой реванша жюри за вердикт по главным премиям, и мотивация сего «порыва», если исходить из тех же результатов финала, никакой критики не выдерживает… Впрочем, обо всём по порядку, и в сложившейся ситуации уместно будет начать «от сотворения мира».

В историю отечественной музыки 2021 год войдет как год конкурсного вокального марафона с международным статусом составивших его конкурсов. Стартовав в апреле в Москве II Конкурсом Фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-при», сей марафон продолжился в августе в Санкт-Петербурге XIII Конкурсом молодых оперных певцов Елены Образцовой и, как казалось рецензенту, завершился в сентябре в Ярославле II Конкурсом вокалистов им. Л.В. Собинова. Однако продолжить марафон в октябре в Москве как раз и выпало VIII Конкурсу оперных артистов Галины Вишневской, а завершила его в том же месяце «Опералия». Это важно, ибо певцы мигрировали между конкурсами. И как тут, забегая вперед, не сокрушиться, что яркие творческие персоналии, стопроцентно поразившие в Ярославле, – сопрано Элен Егиазарян (Армения) и ставший там лауреатом баритон Максим Лисиин (Россия) – в Москве не прошли даже на II тур! Не прошла, увы, и дивная колоратура Чжан Лэй (Китай), блеснувшая в Санкт-Петербурге…

Организатором VIII Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (5–10 октября 2021 года) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Департамента культуры города Москвы и Фонда президентских грантов выступил Центр оперного пения Галины Вишневской. Конкурс, в этом году посвященный 95-летию со дня рождения выдающейся русской певицы, прошел в три очных тура: I (6–7 октября) и II (8 октября) туры – в Центре оперного пения Галины Вишневской, III тур (10 октября) – в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. I и II туры прошли в сопровождении фортепиано, III тур – в сопровождении Оркестра Центра оперного пения Галины Вишневской под управлением приглашенного дирижера Андрея Лебедева.

Согласно официальному буклету конкурса, к I туру на основании предварительного отбора по видеозаписям было допущено 62 человека, но, что для любого конкурса обычное дело (а тем более в пик пандемии COVID-19), реально вступить в состязание из-за форс-мажорных обстоятельств смогли лишь 55 человек. К конкурсным прослушиваниям автор этих строк подключился со II тура, когда число участников сократилось до 22-х, так что всегда самый драматичный аспект конкурса (кого отсеять, а кого пропустить в следующий тур) на сей раз пришлось пережить лишь единожды, начав следить за событиями на II туре с чистого листа. Но вердикт перевода со II тура в финал, вынесенный международным – и однозначно представительным! – жюри, даже с одного раза вызвал определенные вопросы. И прежде чем эти вопросы поднять, необходимо, как минимум, представить жюри.

Председатель жюри – Ольга Ростропович (Россия, художественный руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской). Члены жюри – Франсиско Арайса (Мексика, оперный певец, тенор); Бадри Майсурадзе (Грузия, оперный певец, тенор, художественный руководитель и генеральный директор Тбилисского государственного театра оперы и балета им. Захария Палиашвили); Маквала Касрашвили (Россия, оперная певица, сопрано, помощник главного дирижера – музыкального руководителя Большого театра России); Себастьян Ф. Шварц (Германия, генеральный директор Teatro Regio в Турине, с 2022 года назначен художественным руководителем Festival della Valle d’Itria и Accademia del Belcanto «Rodolfo Celletti» в Мартина-Франка [Италия]); Кристиан Ширм (Франция, художественный руководитель Академии Парижской национальной оперы); Вирджинио Федели (Италия, менеджер оперных артистов агентства Atelier Musicale International); Сэмюэл Гелбер (США, артистический директор Вашингтонской национальной оперы при Кеннеди-центре); Саманта Фарбер (Австрия, менеджер-директор агентства Sono Artists).

Наконец, для предметности оценочных суждений огласим конкурсные результаты.

Главные премии и звания лауреатов:

• I премия ($12000 / 920000 руб.) – Алексей Кулагин (бас, Россия);
• II премия ($8000 / 610000 руб.) – Сейджин Парк (баритон, Южная Корея);
• III премия ($5000 / 380000 руб.) – Артём Савченко (баритон, Россия).

Специальные премии и призы:

• Премия за лучшее исполнение русской арии (130000 руб.) – Вероника Ершова (меццо-сопрано, Россия);
• Премия за артистизм (130000 руб.) – Екатерина Савинкова (сопрано, Россия);
• Специальная премия жюри (130000 руб.) – Юлия Ситникова (сопрано, Россия);
• Специальный приз (год учебы в Центре оперного пения Галины Вишневской) – Александра Королёва (сопрано, Россия).

Финалисты, не ставшие лауреатами:

Георги Ломисели (баритон, Грузия);
Константин Федотов (бас, Россия);
Мария Мальцева (сопрано, Россия);
Игорь Онищенко (баритон, Украина);
Вероника Ершова (меццо-сопрано, Россия);
Родион Васенькин (бас, Россия);
Екатерина Савинкова (сопрано, Россия).

Итак, в финал прошли десять участников, и решение жюри на этот счет в отношении большинства из них вызывает недоумение. Впрочем, мнение любого профессионального жюри (а сомневаться в его профессионализме нет никаких поводов и на этот раз) – всего лишь субъективное мнение конкретного жюри, о чём, сколько бы ни доводилось писать о вокальных конкурсах, рецензент готов повторять снова и снова. Соберите альтернативную судейскую команду – и вы получите совсем другие результаты!

В данном случае финальный пул участников показал, что финалисты, за исключением Алексея Кулагина (I премия) и Сейджина Парка (II премия), с оркестром выступили куда слабее, чем на II туре в сопровождении фортепиано. В финале оба певца стали лидерами не только среди мужских голосов, но и вообще лидерами, ибо – и в этом плане не согласиться с жюри решительно невозможно – до звания лауреатов оказались далеки не только Мария Мальцева и Екатерина Савинкова (всего лишь номинально вокализирующие, артистически бесцветные певицы), но и Вероника Ершова, искусственно заглубленный вокальный посыл которой голосистой яркостью и нарочитой напористостью усладить слух так и не смог.

В финале явно «не в своей вокальной тарелке» ощущали себя и Гиорги Ломисели, и Константин Федотов, и Родион Васенькин. Единственным, кто по итогам II тура попал в нее обоснованно, стал Игорь Онищенко, но, увы, блеснуть в финале он не смог. При таком раскладе к III премии, отданной Артёму Савченко, начинаешь относиться с пониманием, хотя звучание небольшого, можно сказать, камерного голоса этого певца обнаружило одно лишь аккуратно-прилежное ученичество без тени артистизма. За исключением лауреатов I и II премий постановка голосов всех финалистов-мужчин – все они оказались тружениками баритонально-басового цеха – отличалась известной камерностью, малой объемностью посыла. Жаль, что в финал не прошел единственный на II туре тенор Худжаназар Джумаев (Узбекистан): с финалистами-«нелидерами» он был на равных и в «затемненную» палитру низких мужских голосов финала мог бы внести лирически-светлые вокальные краски.

Но сослагательные наклонения баталиям конкурса чужды… И всё же нельзя не назвать еще троих участников II тура, которые выступили музыкально стильно и ярко, обнаружили огромный артистический потенциал, однако в финал так и не прошли. Это бас Султонбек Абдурахимов (Узбекистан), сопрано Луиза Фор (Бельгия) и меццо-сопрано из Уфы Назгуль Ибрагимова (Россия), которая – и это еще один пример миграции сил между конкурсами – запомнилась по Ярославлю. Там, как и Элен Егиазарян, эта певица также дошла до II тура, но в финал не вышла. И мы снова убеждаемся в том, что пророков нет не только в своем отечестве, но и далеко за его пределами, ведь неотъемлемая часть любого международного конкурса – это, безусловно, его уважаемое международное жюри…

Фото Вадима Тараканова и Александра Гайдука

реклама

вам может быть интересно

«Вселенная звука» Классическая музыка