От Моцарта до Пендерецкого

Фестиваль камерной музыки в Дубровнике

Юлиан Михайлович Рахлин

Сентябрьский фестиваль «Юлиан Рахлин и друзья» (нынче уже восьмой) длит музыкальное лето Европы, заканчивая сезон и предваряя новый. Изысканный проект Рахлина верен камерной основе, где ищет новые ходы. В этот раз планировалось несколько сюрпризов. Дебют вокального жанра на фестивале должен был осуществить Томас Хэмпсон с песнями Шумана (цикл «Любовь поэта») и Малера. К огромному сожалению, один из лучших интерпретаторов немецкой Lied накануне открытия заболел и не смог приехать. Если учесть и отказ фортепианной звезды Марты Аргерих, то станет понятным расстройство фестивальной публики (в этом году к ней прибавились и несколько меломанов из России). Организаторы преодолели затруднения, но перекомпоновка программ не могла заменить ожидавшихся событий, что снизило впечатление.

Украсило фестиваль присутствие «гостя в резиденции», живого классика Кшиштофа Пендерецкого. Хотя предвкушаемая мировая премьера его скрипичного дуэта (Рахлин и Жанин Янсен) не состоялась, свежие краски внесли Каденция для скрипки соло (Рахлин) и секстет Пендерецкого (фортепианный квартет, кларнет и валторна), где рельеф позднего стиля мастера отливает чеканкой.

Интересны были другие новинки. Например, музыка Альберто Иглесиаса к фильму Педро Альмодовара «Поговори с ней». Испанский композитор (номинант «Золотого глобуса» и «Оскара»-2008, автор саундтреков ко многим фильмам Альмодовара, а также Хулио Медема и Карлоса Сауры) сделал переложение для струнного квартета (Рахлин, Янсен, Лоуренс Пауэр, Борис Андрианов). В другом авторском проекте: Иглесиас (музыка для ансамбля — фортепианный квартет, синтезатор и ударные, дирижер Штефан Владар) — Хуан Муньос (текст, инсталляция) зал более всего интриговала магия чтеца — культового актера Голливуда Джона Малковича. Еще одна кинолегенда — знаменитый сэр Роджер Мур (агент 007 Джеймс Бонд) не без юмора читал на заключительном концерте письма Моцарта, иллюстрируемые его музыкой (части сочинений от дуэтов до квартетов).

Хороша была более традиционная камерная программа. Основная нагрузка, как обычно, легла на выразительные фортепианные плечи Итамара Голана (воля, вдохновенная готовность к диалогу с партнерами и залом) и замечательную команду струнников: Янсен, Рахлин, Миша Майский и Торлейф Теден (оба — виолончель). Жаль, правда, что роль альта в этом инструментальном театре на сей раз вместо Максима Рысанова исполнял Пауэр. Зато сцену обновили ювелирный рояль Лейфа Ове Андснеса и говорящая виолончель Бориса Андрианова. Одной из вершин фестиваля стала программа с их участием: 3-я скрипичная соната Брамса с захватывающей Янсен, фортепианное трио Шумана № 2 вместе с Рахлиным и струнный квартет № 12, «Американский», Дворжака (к Янсен, игравшему на альте Рахлину и Андрианову присоединился скрипач Павел Верников).

Камерный фестиваль получил также симфоническую страницу в концерте Королевского филармонического оркестра (Лондон). Однако и здесь произошла замена: руководителя оркестра Даниеле Гатти заменил практикующийся в дирижировании Максим Венгеров. Концерт на открытом воздухе с микрофонной подзвучкой приобрел смысл благодаря солисту — Рахлину (скрипичный концерт Бетховена соседствовал с увертюрой к «Свадьбе Фигаро» и 3-й симфонией Брамса).

Вообще, содержательное наполнение Рахлина, его концентрированный синтез интеллекта и эмоции, сущностный разговор с залом стали событием фестиваля, а сам музыкант вынес героическую ношу атланта. Неслучайно его подвиги — поздние скрипичные сонаты Бетховена («Крейцерова») и Шостаковича (op. 134), обе с покоряющим Голаном.

Однако не будем расставлять индивидуальные акценты. Духовное притяжение лидеров сплотило других отличных партнеров и публику в содружество друзей музыки. Десять концертов стали пытливым взглядом в музыкальный космос от Моцарта до Пендерецкого. Здесь были подлинные откровения и всегда — высокий уровень. Он стал на фестивале нормой, и это впечатляет. Однако норма, даже первоклассная, всегда будет тосковать об открытиях. Помечтаем, чтобы их количество росло.

Михаил Мугинштейн

реклама

вам может быть интересно

Без пафоса и надрыва Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»


смотрите также

Реклама