Между двумя Леонорами

Сольный концерт Динары Алиевой в Московской филармонии

Динара Алиева

О Динаре Алиевой, солистке Государственного академического Большого театра России, в прошлом концертно-театральном сезоне мне уже доводилось делать обзор по поводу тематического концерта «Ave Maria», состоявшегося на сцене Большого зала Московской консерватории и посвященного памяти великой русской певицы Ирины Архиповой, поэтому желающих ознакомиться с экспресс-портретом Динары Алиевой я отсылаю к названной публикации. В том мемориальном концерте певица выступила в качестве солистки с Хором Академии хорового искусства имени В.С. Попова. На этот раз речь идет о ее первом московском вокально-оркестровом рецитале, который состоялся на сцене Концертного зала имени Чайковского. Он прошел в рамках филармонического абонемента «Оперные звезды России» и вызвал небывалый ажиотаж публики, что, несмотря на довольно высокий пиетет, испытываемый мной к этой певице, предвидеть было, на мой взгляд, совсем не просто. В этот вечер место за дирижерским пультом Национального филармонического оркестра России занял Дмитрий Юровский.

В качестве приглашенной солистки Динара Алиева блестяще дебютировала в Большом театре в 2009 году (партия Лю в «Турандот» Пуччини). Солисткой этой труппы на постоянной основе певица стала в 2010 году – и первой ее большой работой в этом качестве явилась партия Розалинды в премьерной постановке «Летучей мыши» И. Штрауса. В последнее время Динару Алиеву мне часто доводилось слушать в различных сборных гала-концертах – и каждый раз исполнение ею одной-двух оперных арий доставляло истинное удовольствие звучанием ее чувственного, «драматически насыщенного» голоса, вызывало ощущение уверенного профессионализма, а также отчетливое желание услышать певицу в большом оркестровом концерте. И вот такая возможность, наконец-то, представилась в начале нынешнего декабря.

Программа концерта была составлена вполне традиционно: первое отделение – итальянское (Верди и Пуччини), второе – славянско-русское (Дворжак и Рахманинов, не считая ни к селу, ни к городу затесавшуюся в финале концерта выходную арию Сильвы из одноименной оперетты Кальмана). И сразу же следует констатировать: в итальянском оперном репертуаре певица ощущала себя гораздо комфортнее, чем в славянско-русском, поэтому и начнем с проблемного – со второй части вечера. Ария Русалки из одноименной оперы Дворжака и ария Франчески из «Франчески да Римини» Рахманинова, как и два его романса «Не пой, красавица, при мне» и «Здесь хорошо», предстали, увы, однообразно сплошным «мелодическим вокализом». Проблемы элементарной певческой дикции, интонационного посыла и фразировки, а также кантиленной сбалансированности звуковедения, наиболее рельефно проявились именно в этом репертуаре. Это только кажется, что петь русскую музыку легко! На самом деле еще как трудно: ее надо прожить и прочувствовать изнутри, а не просто вывести музыкальный контур, что не всегда, конечно, но во многих случаях еще могло бы «выстрелить» в итальянском репертуаре. Да и внутренне эмоциональная, задушевная, не имеющая витиеватого мелодического орнамента ария дворжаковской Русалки требовала куда гораздо более тонкого и рафинированного музыкального осмысления, чем было предложено певицей. Выходная ария Сильвы вообще прозвучала диссонансом по отношению ко всему, что было исполнено в этот вечер. Номер явно не удался: певица не справилась с быстрыми темпами, не смогла передать ни зажигательное изящество, ни стилистическую изысканность, которые, несомненно, должны быть определяющими в этом «нелегком» номере академического «легкого» жанра.

Зато приятно – и очень даже оптимистично! – порадовало первое отделение концерта, которое обрамлялось ариями двух вердиевских Леонор. Сначала прозвучали две сцены и арии Леоноры из «Трубадура» (I и IV акты), затем – центральная ария Мадам Баттерфляй и молитва Тоски из одноименных опер Пуччини, а в финале – мелодия Леоноры из IV акта «Силы судьбы». Причем наиболее впечатлил в этот вечер репертуар Верди. Интерпретация мелодии Леоноры выявила безупречную техническую оснащенность, представ подлинным апофеозом романтических страстей, бушующих в этой опере Верди. Не менее жгучие страсти бушуют и в «Трубадуре», но страсти эти, в том виде, в каком они были донесены до публики, оказались немного «урезанными»: в арии I акта было опущено повторное проведение знаменитой стретты, а в арии IV акта (такой же двухчастной, как и первая) стретта вообще не была озвучена. Странно, ведь в условиях концертной площадки, когда над исполняемыми номерами партитуры не висит «дамоклов меч» режиссера-тирана, к нотному тексту можно было бы подойти с гораздо большим уважением и не допустить фрагментарности вокальных номеров традиционно двухчастной формы.

И всё же есть один момент, заставляющий с «пониманием» отнестись к подобной ситуации: первое отделение с исполненными в нем пятью ариями, по отношению к современному формату концерта, когда в первом отделении обычно исполняется не более трех арий на фоне двух-трех «километровых увертюр», явилось приятным исключением. Всё-таки пять разноплановых арий, включая и кроваво-сентиментальные страсти Пуччини, – это хороший количественный результат, к тому же подкрепленный и несомненным вокальным качеством! Вот где была фразировка, вот где была кантилена, вот где была драматическая выразительность и «уверенная певческая работа» на всем вокальном диапазоне представленных оперных партий!

И в программе обсуждаемого концерта неизбежно прозвучало немало «километровых» (и не очень) симфонических номеров: увертюры к операм «Сила судьбы» Верди и «Русалка» Даргомыжского, а также к оперетте «Цыганский барон» И. Штрауса, которые были дополнены парой интермеццо из «Манон Леско» Пуччини и «Сельской чести» Масканьи, правда, на этот раз Дмитрий Юровский сумел добиться от НФОРа именно симфонического звучания, а не вялотекущего музицирования, которое в большинстве случаев обычно демонстрирует этот оркестр. Конечно, не всё удалось солистке в этот вечер, но итальянское отделение в отношении обсуждаемой исполнительницы вселило законный оптимизм: она молода и статна, она обладает великолепными вокальными данными, она в самом начале своего творческого пути – и, думается, что «опыт, сын ошибок трудных», поможет ей отделить музыкальные зерна от суррогатных плевел.

реклама

вам может быть интересно

Реинкарнация «Персимфанса» Классическая музыка
Эпоха Мариса Янсонса Классическая музыка

рекомендуем

смотрите также

Реклама