Курт Вайль: точка в проекте ещё не поставлена…

«Musik Kabarett» на основе песен и зонгов Курта Вайля – проект солистки Большого театра России, меццо-сопрано Александры Дурсеневой. Он стартовал в Москве 2 июля прошлого года в Башмет-центре, а совсем недавно, 26 февраля этого года, ожидаемо получил творческое продолжение. А произошло это в новом – абсолютно нетрадиционном и непривычном для стереотипов восприятия – сценическом пространстве, заведомо взывающем к театрально-постановочному эксперименту. Названный проект в развитии – это его новая драматургическая подоплека, это его новые участники, это новые вокальные номера и, наконец, их новая креативная подача…

Первая пробная версия была разыграна на живую, можно даже сказать, студийную нитку, но она была полна подкупающе свежей и теплой эмоциональности первозданно трепетного и глубоко чувственного прикосновения к благодатнейшему музыкальному материалу. Вторая вариация на заданную тему была представлена в некогда заброшенном постиндустриальном арт-пространстве заводского интерьера, но именно в этом формате проект обрел важную для своего утверждения музыкальную респектабельность, выявив самую что ни на есть серьезную академическую основательность.

Для осуществления инновационно смелых креативных проектов это необычное арт-пространство культивировано компанией LovelyLOFT, и в «романтически брутальной» ауре этой заведомо экспериментальной площадки эстетика музыкального театра-кабаре полностью сохранена, а интерфейсом между публикой и музыкой Вайля в пропитанном мощным драйвом исполнении Александры Дурсеневой по-прежнему служит конферанс Александра Танненберга. Но поистине незабываемый оригинальный образ конферансье приобрел теперь подчеркнуто привнесенную, даже несколько чопорную академичность, как и весь проект в целом. Если раньше конферанс, автором которого был сам Александр Танненберг, строился вокруг сюжетов песен с привязкой к исторической обстановке их создания, то теперь в центре постановочной драматургии – взаимоотношения Курта Вайля и музы всей его жизни, певицы Лотте Ленья. Именно такую концепцию в новом песенном кабаре через страстный вокал Александры Дурсеневой и монолог Александра Танненберга претворил в жизнь новый режиссер проекта Михаил Елисеев, а в его постановочную команду вошли драматург Ольга Реквава, разработчик вспомогательного проекционного видеоряда Жанна Яковлева и художник по свету Александр Романов.

На этот раз Kabarettmusik Курта Вайля обрела потрясающе яркие и пронзительно чувственные оркестровые краски, палитру которых на протяжении всей кабаре-программы создавал Kurt Weill Orchestra. В этот ансамбль вошли Александр Барклянский (скрипка), Андрей Березин (виолончель), Александр Павлов (контрабас), Евгений Варавко (кларнет), Сергей Осокин (аккордеон) и Надежда Котнова (клавишные), а потрясающую аранжировку музыки для камерного ансамбля сделал художественный руководитель коллектива Андрей Березин. В ряде вокальных номеров этого театрализованного апгрейд-шоу к певице также присоединялся солист московского театра «Геликон-Опера», тенор Василий Ефимов. И на этот раз программу назвали непритязательно просто «Юкали» – по названию знаменитого танго Курта Вайля, на мелодию которого чуть позже композитор положил и вокальную строчку. С танго в исполнении инструментального ансамбля всё и началось, а ближе к финалу вечера, опьянив публику каскадом вокальных хитов, в прекрасную страну Юкали позвала нас и Александра Дурсенева. Мы ей поверили и тотчас же устремились за сказкой!

На нетрадиционный концерт-спектакль – на его экпресс-вариацию номер два – певица традиционно пригласила публику в свой день рождения в конце февраля, но 20 апреля – и это уже скоро – на сцене Театрального зала Московского международного Дома музыки состоится третье рождение проекта! Первые два дубля были задуманы в режиме нон-стоп, а теперь та же постановочная команда – команда второго дубля – представит музыкально-драматическую композицию в двух отделениях. Основной вокальный пласт дополнится хореографической составляющей: в этот проект вольются Марианна Рыжкина (бывшая солистка Большого театра России, хореограф, главный балетмейстер Театра оперы и балета Республики Коми) и Роман Миронов (солист Театра оперы и балета Республики Коми). Но, пожалуй, главной интригой грядущего возрождения эксклюзивного для Москвы проекта обещает стать участие в нём американского актера Дэниела Медведева. Он родился в России (в Москве), вырос в США и окончил наш ГИТИС, так что языками обеих стран владеет совершенно свободно…

Похоже, режиссерско-драматургическая концепция проекта Kabarettmusik Курта Вайля кардинально меняется, но это лишь факт того, что процесс творческого поиска – субстанция непрерывная, если не сказать вечная. Всё течет, всё меняется, но неизменным остается творческий нерв проекта – энтузиазм оперной певицы Александры Дурсеневой…

Фото Александры Дурсеневой – из личного архива певицы

реклама