Патриция Копачинская на музыкальном фестивале в Лаоне

Патриция Копачинская. Photo: Marco Borggreve, Amsterdam

С 9 сентября по 8 октября 2011 уже 23-й раз во французском Лаоне проходит ежегодный музыкальный фестиваль. Среди участников — множество громких имен и замечательных коллективов, таких как Виктория Муллова или Филармонический оркестр радио Франции. Остановимся на вечере 1 октября, когда в кафедральном соборе Лаона прозвучал концерт Лигети для скрипки в исполнении Патриции Копачинской и 9-я симфония Дворжака в исполнении Симфонического оркестра Фландрии под управлением Йонатана Штокхаммера.

Можно было бы поставить эпиграфом к программе этого вечера слова Скарпиа из первого действия «Тоски»: «Такой скандал — и в церкви? Очень мило!» В самом деле, наблюдая и слушая происходящее, поражаешься, насколько далеко продвинулась католическая церковь на пути к сближению с прихожанами. Тексты Лигети вообще и партитуру этого скрипичного концерта в частности нельзя назвать просто музыкой. Это что-то иное, параллельное, нечто большее, чем музыка; нечто, просто по случаю зафиксированное нотными знаками.

Исполнение концерта Копачинской завораживает настолько, что перестаёшь воспринимать всё звучащее, как очередной фестивальный вечер. Это портал в другой мир, мир изменяющихся форм, иллюзий, галлюцинаций, звучащих звезд и галактик. И солистка — медиум, этот портал создающий и открывающий. Слушая всё это в изумительном декоре и эхе кафедрального собора, невольно думаешь, что лет пятьсот назад эту молодую женщину сожгли бы на костре вместе со скрипкой, а теперь эта церковь благоговейно внимает космическим звукам атональных переливов и слышит музыку сфер.

К чести зала надо заметить, что основную массу публики представляли пожилые люди в возрасте за шестьдесят. Надо было видеть их прекрасные лица без тени консервативности, открытые новым звукам, их завороженные глаза; надо было слышать их самозабвенную овацию. Они были благодарны за сопричастность, за яркую струю жизни, за возможность быть вовлеченными в процесс общения с космосом, за зов нового языка музыки.

К сожалению, большим и несколько «удешевляющим» происходящее диссонансом после концерта Лигети прозвучали две фольклорные молдавские пьесы, исполненные солисткой вместе с её родителями, скрипачкой и цимбалистом. После бесценного подарка в виде Лигети, дополнительные пьесы стали неуместной подачкой «на чай».

После перерыва прозвучал Дворжак. Музыка 9-й симфонии — выраженная в звуках славянская ностальгия композитора, невероятной красоты и тепла. Жаль, что темпы оказались настолько замедленны, буквально «задавлены» дирижером, что оркестр был вынужден постоянно сдерживать свои настоящие темперамент и звучность. В июне на фестивале в Бовэ (тоже во Франции) этот же оркестр исполнял симфонию с другим дирижером совершенно иначе, трепетнее и сердечнее.

реклама