«Свадьба Фигаро» в Мариинском театре
В минувшее воскресенье на сцене Мариинского театра давали «Свадьбу Фигаро». Казалось бы, что может быть примечательного в рядовом спектакле, поставленном в уже далёком 1998 году, в котором не поют раскрученные средствами массовой информации «звёзды»? Ответов — несколько...
Постановку режиссёра Юрия Александрова и художника Вячеслава Окунева отличают безукоризненная отделка деталей, тонкое чувство стиля и следование духу шедевра Моцарта. Декорации и костюмы соответствуют XVIII веку, в котором происходит действие, сценические рисунки ролей продуманы до мелочей. А это — большая редкость в наше время господства так называемой «режиссёрской оперы», худшие образцы которой характеризуют ложное понимание сути оперного искусства и извращение замысла композитора.
Лично для меня приятным сюрпризом стало знакомство с дирижёром Николаем Цнайдером. Да-да, я не оговорился: знаменитый датский скрипач с 2010 года является главным приглашённым дирижёром Симфонического оркестра Мариинского театра и, помимо симфонических программ, начинает осваиваться в оперном репертуаре. Музыкант демонстрирует доскональное знание музыкального материала, дирижируя практически наизусть. Оркестр под его управлением звучит по-моцартовски воздушно, легко, нигде не перекрывая своей деликатной звучностью солистов. Надеюсь, что со временем Цнайдеру удастся преодолеть некоторую зажатость дирижёрского аппарата.
Настоящей сенсацией стал дебют в партии Керубино студентки петербургской консерватории меццо-сопрано Дарьи Телятниковой! Певица обладает превосходными данными — красивым насыщенным тембром и полётностью голоса, большим артистическим обаянием. Нечасто доводится наблюдать такое стопроцентное попадание в роль: перед нами воистину предстал застенчивый, немного неуклюжий, охваченный «первыми волнениями любви» юный паж. Странно, что Большой театр несколько лет назад не принял перспективную певицу в свою «молодёжную программу». Ну что ж, зато Академия молодых певцов Мариинского театра оказалась дальновиднее...
Баритон Юрий Лаптев уверенно и ярко выступил в роли надменного графа Альмавивы. Анастасия Калагина в роли задорной служанки графа Сюзанны была также весьма органична. Её заключительная ария «Deh vieni, non tardar» («Приди, мой милый друг») была спета очень тонко и проникновенно, сорвав заслуженные аплодисменты зала. Более скромное впечатление произвели глуховатые голоса Андрея Серова (Фигаро) и Евгении Муравьевой (графиня Розина).
В партиях второго плана были заняты Кира Логинова (Барбарина), Елена Соммер (Марцелина), Павел Шмулевич (доктор Бартоло), Андрей Зорин (дон Базилио) и другие.
Мариинская «Свадьба Фигаро» — праздник для истинных ценителей оперы! Поверьте, совсем необязательно посещать оперные театры в дни громких скандальных премьер, чтобы насладиться настоящим искусством. Разве что для того, чтобы научиться отличать его от подделки...
На фото (© Мариинский театр): сцена из спектакля, Дарья Телятникова