Ночь без царицы

Майя Шварцман, 05.01.2013 в 15:22

Автор фото — Felix Kindermann

Рождественские каникулы богаты преставлениями для детей. Рождество — праздник светлый, тем более, что находится между приходом Святого Николая (6 декабря в католических странах) и Новым годом, и весь месяц проходит в приподнятой атмосфере.

Еще в сентябре я запаслась билетами на детский вариант «Волшебной флейты» и 24 декабря отправилась с восьмилетней дочерью в Оперу Фландрии в Генте.

Шесть лет назад тот же театр уже давал адаптированный для детей спектакль, но дочь была двухлетней и, вероятно, мало что запомнила, хотя вела себя образцово, внимая музыке. Я ожидала не повтора того прекрасного представления, а обновленного взгляда на запутанную историю поиска принцессы с гарантированно прекрасной музыкой. Как же жестоко я ошиблась, в том числе и в музыке.

На афише значилось, что музыка предлагаемого спектакля принадлежит перу Вольфганга Моцарта и Яна Ван Утриве.

Моцарт присутствовал в минимальной дозе, а основной звуковой фон, на редкость мрачный и диссонантный, создал новый соавтор Моцарта.

Оркестр задействован не был, на сцене прямо рядом с артистами трудились аккордеонистка Анне Нипольд и флейтист Стефан Браковал. Моцарта исполняла... шарманка. Перфорированные карты аккуратно шли по кругу, душевно сипели трубки, и нам удалось прослушать арию Папагено в непрофессиональном напевании артиста Хайдера Аль Тимими, арию Царицы ночи в исполнении почему-то Памины (Хадевих Де Мейстер) и дуэт Папагено и Папагены, также перелицованный для Памины и Тамино (дисканта Корнила Ван Несте).

Вся наша домашняя подготовка, кто есть кто, кто кого любит, кто кого разыскивает и что поёт, пропала втуне, за что спасибо режиссёру Гюсту Ван ден Берге.

Весь спектакль был таким депрессивным (это на Рождество-то!!!), что мрачнее и представить невозможно.

Краткий пересказ. Детский хор изображает стаю ворон во тьме. Царица ночи — Гритье Бейма — слепая женщина, которая вечно бродит во тьме, её водит за руку её дочь, Памина, пока её не ловит сачком Папагено и не похищает в личное пользование (она ему стирает рубашки и бельё). Папагено — блистательный драматический актёр, но абсолютно никакой певец — объясняет этот «киднеппинг» монологом, словно выдернутым из оперы «Паяцы»: о том, как несчастен лицедей, и как никто не может разглядеть живого сердца под костюмом птицелова. На вопли оставшейся без поводыря Царицы ночи является мальчик Тамино, берет деревянный меч и освобождает Памину. Царица ночи прозревает, но её — вместо счастливого финала по образцу «Иоланты» — уводит в глубину сцены Папагено, где она вдруг окостеневает, застывает, воздев руки кверху, вообще морально и физически умирает, как ненужный персонаж, и вот этот-то кадавр Папагено и Памино с Таминой опутывают гирляндами и украшают игрушками.

Так «весело» заканчивется спектакль:

из трупа матери, оказывается, можно сделать ёлку, и всё будет хорошо.

Наибольшее впечатление произвела певица, вернее, «голосовой мастер», как было обозначено в программе, Гритье Бейма. Как-то довелось мне много лет назад услышать тувинское горловое пение, а позже, в Германии, встретить женщину из советских эмигрантов, которая обучала желающих кричать как чайки. Группа была полна, и слушать записи их занятий было жутко.

Артистка походила на городскую сумасшедшую и на Белую королеву из «Алисы в стране чудес» одновременно. Кричала, голосила, переливалась обертонами и выла она, может быть, и очень искусно, но

для притихших в зале детей, пришедших с папами и мамами на рождественский спектакль, это был вой собаки Баскервилей.

Голосовой мастер с необычной артикуляцией в глотке или гортани — да, конечно, но при чем тут Моцарт?

…Можно было бы произнести ещё много разообразных слов, но лучше сразу перейти к финальной фразе.

Как я устала от этих мрачных и бесплодных экспериментов в опере!

Автор фото — Felix Kindermann

Тип

рецензии

Раздел

опера

Произведения

Волшебная флейта

просмотры: 3826

реклама

вам может быть интересно

Гению романтизма посвящается Классическая музыка
Легенды 78 оборотов Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

опера

Произведения

Волшебная флейта

просмотры: 3826